Рафикова Ляйсан Рафиковна
Методическая разработка по развитию речи «Обмен опытом по развитию речи с детьми средней группы»Ляйсан РафиковаМетодическая разработка по развитию речи «Обмен опытом по развитию речи с детьми средней группы» Прекрасная речь, когда она как ручеёк Бежит среди камней чисто, неторопливо. И ты готов внимать её поток И восклицать: О! Как же ты красива! Е. Щукина Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя: а) владение речью как средством общения; б) обогащение активного словаря; в) развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; г) развитие речевого творчества; д) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; е) знакомство с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы; ж) формирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылок обучения грамоте. При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Поэтому начиная с младших групп, работаю над этой проблемой, подчеркиваю значимость речевого развития в дошкольном возрасте. И считаю, что речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка. Поэтому, общаясь с детьми, придерживаюсь «Не рядом и не над, а вместе!» Всегда стараюсь, стать на позицию ребенка: - учитывая его точку зрения, видя его, прежде всего личностью, как полноправного партнера в процессе совместной деятельности и общения; - учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. Отношусь к воспитанникам уважительно, доброжелательно, каждый ребенок – это личность. Изучив теоретические источники, я поставила перед собой цель: - создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактические, речевые игры, театрализованные, сюжетно - ролевые игры. «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева Поэтому в группе были созданы центры: центр «Учимся говорить правильно!», «Сюжетно – ролевых игр», «Театральный уголок» и т. д Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры, логоритмические упражнения. Доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте -это игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно у детей «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи. Использую в своей практике речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной. После ответа на вопросы можно предложить детям «показать» сказку в игре-драматизации. Так как, играя, дети - познают, пропускают все образы через свой внутренний мир. Рассматривание иллюстраций разных художников помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (дед и баба старенькие, ласковые, добрые, их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая). При анализе содержания сказки дети повторяют слова курочки, действия деда и бабы (била-била – не разбила; дед плачет, баба плачет). В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении высказываний, развивают объяснительную речь. Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований. 1. Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития. 2. Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей. 3. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение. В практике, использую три вида дидактических игр: - игры с предметами (игрушками, природным материалом). - настольно-печатные. - словесные игры. Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе. Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т. д. Учимся рассуждать, беседовать. При изучении звуковой культуры речи использую игры «Звенит – жужжит», «Заморозим руку» (дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят:» Фу-у-у» - дуют на руку). Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения. Методы развития речи, применяемые мною: наглядные: наблюдения в природе, экскурсии, изобразительная наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним; словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности; практические: дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры. Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьмиявляются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются: - в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы; - в ходе режимных моментов; - в свободной самостоятельной деятельности; - во взаимодействии с семьями. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых я организовываю разговоры с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей. Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки, припевки, потешки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. В процессе речевого общения с детьми использую и невербальные средства (мимика, пантомимические движения, которые выполняют важные функции: - помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой., связанных с конкретными зрительными представлениями; - помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,.); - способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого); - помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения; - являются образцами поведения детей; - выполняют социальную, воспитывающую функцию. Широко применяю в своей работе по развитию речи словесные игры. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка. Например: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т. д. Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки. Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора. «В развитии мышления и речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи». И. П. Павлова Пальчиковым играм, логоритмике я уделяю ежедневно много времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий. Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Много играем в сюжетно- ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развиваетне только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей. Таким образом, в процессе работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Речь стала более грамотная и выразительная. Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, практические семинары. Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», семинар – практикум «Играем с пальчиками», совместно с родителями изготавливали игры для речевого развития. При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно- пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным. 17 февраля 2019 в 17:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.