Рафикова Ляйсан Рафиковна

Игры по речевому развитию в средней группе

Дидактическая игра «Детский мир»

 

Задачи:

1. Познакомить детей с термином «слово»

2. Расширять представление о многообразии слов

3. Учить вслушиваться в звучание слов

4. Совершенствовать отчетливое произношение слов

Правила:

Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире», ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками.

Игровые действия:

Дети называют слова. Обозначающие игрушки, которые они покупают в «Детском мире». В конце игры ведущий складывает в корзинку фишки и обобщает – как много слов назвали дети.

Игровые атрибуты:

фишки, корзинка, предметные картинки на тему «игрушки»

Сюжет игры: Детям предлагается отправиться в магазин «Детский мир» и «купить» игрушку.

 

Дидактическая игра «Зоопарк»

 

Задачи

1. Продолжать знакомство детей со звучащим словом.

2. Расширять представления детей о многообразии слов.

3. Совершенствовать отчетливое произношение слов.

Правила:

Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие животных, за правильно названное слово ведущий награждает фишкой.

Игровые действия:

Дети называют животных. Которые живут в зоопарке, тем детям. Которые затрудняются ведущий предлагает предметные картинки знакомых зверей, дети называют их. Ведущий каждый раз акцентирует внимание на термине «слово»

Игровые атрибуты:

Фишки, корзинка, карточка с предметными картинками на тему «животные»

Сюжет игры:

Детям предлагается «отправиться» в зоопарк и назвать животных, которые могут там встретиться.

 

Дидактическая игра «Магазин»

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с термином «слово»

2. Расширять представление о многообразии слов

3. Совершенствовать отчетливое произношение слов

Правила: игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют предметы, игрушки. Затрудняющимся ведущий предлагает предметные картинки на тему «Магазин». За названное слово дети получают фишку.

Игровые действия:

Дети называют предметы, игрушки, которые хотят купить в магазине.

Игровые атрибуты:

Фишки, корзиночка. Предметные картинки на тему «Магазин»

Сюжет игры:

Детям предлагается отправиться в магазин за покупками.

 

Дидактическая игра «Назови пару»

 

Задачи:

1. Расширять представление о значении слов

2. Сравнение слов по звучанию

3. Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму.

Правила:

Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет слово и показывает соответствующую карточку с предметной картинкой, ребенок называет слово-«друга» (например: мишка – шишка, галка – палка). За правильно названное слово ребенок получает фишку.

Игровые атрибуты:

Предметны картинки слов-«друзей», фишки.

Сюжет игры:

Рассказать, что у слов. Как и у людей есть друзья. Предложить детям назвать слово-«друга».

 

Дидактическая игра «Звуковые часы»

 

Задачи:

1. Расширять представление о словах

2. Познакомить детей с протяженностью слов

3. Обучение умению делить слова на части (одно –двух -трехсложной слоговой структуры)

Правила:

Прохлопывать или прошагивать «длину» слова соответственно количеству слогов. Можно выставлять фишки в соответствии с количеством слогов.

Игровые действия:

Работая с пособием «Звуковые часы» дети переводят стрелки (короткую или длинную) определяя протяженность слова. Термин «слог» ведущий не уполтребляет.

Игровые атрибуты

Пособие «Звуковые часы» (с изображением предметных картинок слов (одно –двух -трехсложной слоговой структуры)

Сюжет игры:

Ведущий рассказывает, что слова бывают длинные и короткие, и все слова можно измерить хлопками или шагами. Предложить детям измерить слова и отметить протяженность слов стрелочкой.

 

Дидактическая игра «Жуки»

 

Задачи:

1. Обучить интонационному выделению звука в слове

2. Знакомить детей с термином «звук»

3. учить называть слово на заданный звук

Правила:

Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Детям нужно назвать слово со звуком «ж». За правильно названное слово дети получают фишку.

Игровые действия:

Дети находят картинку со звуком «ж», называют слово и интонационно выделяют в нем звук «Ж»

Игровые атрибуты:

7-9 предметных картинок, 5-6 из которых со звуком «Ж», фишки

Сюжет игры:

Ведущий рассказывает что в гости к ребятам прилетели жуки, и предлагает отыскать слова, где слышится песенка жука (ж-ж-ж) звук «ж».

 

Дидактическая игра «Найди звуки»

со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»)

Задачи:

1. Освоение интонационного выделения звука в слове

2. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

Правила:

Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку.

Игровые действия:

Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.

Игровые атрибуты:

Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»

Сюжет игры:

Ведущий рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им помочь - отыскать слова на заданный звук.

 

Дидактическая игра « Назови слова»

 

Задачи:

1. Освоение действий интонационного выделения звука в слове

2. Развитие представления о твердом и мягком согласных звуках

3. Развитие умения подбирать слова на заданный звук

Правила:

Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильно названное слово ребенок получает фишку.

Игровые действия:

Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук, и раскладывают предметные картинки для «старшего братца» (твердый звук) и «младшего братца» (мягкий звук)

Игровые атрибуты:

Картинки с изображением «старшего» и «младшего братца», предметные картинки с на звуки с-сь, к-кь, м-мь.

Сюжет игры:

Предложить детям найти картинки для старшего и младшего братца.

 

Дидактическая игра «Построим дом»

 

Задачи:

1. Освоение действий интонационного выделения звук в слове

2. Развитие представления о твердых и мягких согласных звуках

3. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук

Правила:

Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети называют слова с заданным звуком («Р» или «РЬ» . За правильно названное слово ребенок получает фишку.

Игровые действия:

Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.

Игровые атрибуты:

Фишки, предметные картинки на тему «Стройка» со звуками «Р», «РЬ»

Сюжет игры:

Ведущий предлагает построить дам – назвать слова со звуками «Р», «РЬ»

 

Дидактическая игра «Звуковые часы»

 

Задачи:

1.Закрепление действия интонационного выделения звука в слове

2. Развитие умения подбирать слова на заданный звук

3. Развитие умения определять первый звук в слове

Правила:

Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей.

Дети определяют первый звук в слове, произнося его с интонационным выделением этого звука. За правильно названное слово дети получают фишку.

Игровые действия:

Дети отмечают стрелкой найденное слово на заданный звук.

Игровые атрибуты:

Пособие «Звуковые часы», фишки.

Сюжет игры:

Предложить детям «отремонтировать» «Звуковые часы» - показать с помощью стрелки слово на заданный звук.

 

Дидактическая игра «Какой звук пропущен?»

 

Задачи:

1. Развивать фонематический слух

2. Учить вслушиваться в звучание слов

3. Упражнять в выделении недостающего звука

Правила:

Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Дети называют пропущенный звук, за правильно названный звук дети получают фишку.

Игровые действия:

Ведущий произносит слово звуком, а дети определяют какой звук пропущен.

Игровые атрибуты: фишки, предметные картинки.

Сюжет игры:

Ведущий рассказывает что звуки потерялись и просит детей помочь их найти.

 

Дидактическая игра «Рыбалка»

 

Задачи:

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Возраст: от 4 до 5 лет.

Материал: магнитные удочки 2-3 шт., карточки с изображением предметных картинок.

Правила:

1.В игру могут играть от одного до восьми детей.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который правильно и быстро соберет необходимые карточки.

Игровые действия:

1. Ведущий предлагает рассмотреть рыбок, плавающих в озере.

2. Ведущий должен назвать какой-либо согласный звук (например [Щ], [Ш]).

3. Руководствуясь словесными указаниями, дети ищут «рыбку» с предметной картинкой на заданный звук.

4. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все «рыбки» с заданным звуком. В конце игры подводится итог.

 

Упражнения на закрепление правильного произношения и фонематического слуха.

 

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

 

Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.

 

Упражнение «Пусти лодочку по воде»

 

Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого.

Упражнение выполняется 2 раза.

 

Игра «Лодочка и пароход»

 

Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

 

Игра «Поезд»

 

Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.

 

Игра с заданиями

 

Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я» «Порычите: «Хрп-хр-хр». «Ешьте мед — слизывайте с лапы. оближите губы. зубы круговым движением» (дети выполняют задания) .

Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-у-ух» (дети повторяют). Игра «Оркестр»

Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только (на больших и маленьких барабанах.)

Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки.

Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, oн стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям» (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.)

— Играем на больших барабанах (показывает на большое кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку) .

— Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку) .

Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки,

дети, поднимая их, поют нужные песенки.

 

Упражнение «Понюхай цветок»

 

Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже ш дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х») .

Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».

 

Упражнение «Тренировка»

 

Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Дууу» (повторить 5—6раз)

 

Игра «Оркестр»

 

Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты — весь оркестр.

Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9—12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им. 

 

Угадай, чей голос

 

Цель: Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Ход игры: Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или ма­ленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».— «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко».

Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

 

Возьми игрушку

 

Цель: Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Наглядный материал. Игрушки или предметы, на­звания которых состоят из 3—4 слогов: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.

Ход игры:Дети сидят полукругом перед столом, на котором раз­ложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово пере­дается по цепочке. Ребенок, который услышал слово по­следним, встает, подходит к столу, отыскивает данный пред­мет и громко называет его.

Воспитатель следит, чтобы все дети, произнося слова ше­потом, выговаривали их достаточно отчетливо.

 

Будь внимательным

 

Цель:Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Ход игры:Воспитатель спрашивает у детей, можно ли ездить на машине, затем он просит их перечислить, на чем еще мож­но  ездить. Дети перечисляют: «На автобусе, троллейбусе, трамвае» и т. д.

После этого воспитатель читает рассказ и предлагает де­тям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения:

«В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Они сели в троллейбус и поехали на вокзал. Све­та и Костя устроились около окна и с интересом смотрели, что делается вокруг. Вот мимо них проехала машина. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на велосипедах. На вокзале мама купила билеты. Вскоре подошел электропоезд, и они сели в вагон. На даче их встретила бабушка».

Воспитатель читает медленно,  выделяя голосом нужные слова.

 

 

Найди ошибку

 

Цель:Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Наглядный материал. Игрушки: коза, корова, собака, курица, лошадь, ежик и др.

Ход игры:Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо не­правильно действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом пере­числить те действия, которые на самом деле может совер­шать данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?» Дети отвечают: «Нет!» — «А что может делать коза?» — спрашивает тогда воспита­тель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодаться, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова лает, соба­ка поет, курица мяукает, лошадь пищит, ежик летает и пр.. Воспитатель следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова.

 

Секрет

 

Цель:Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Ход игры:Воспитатель шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка — ножка, мошка — ложка, сушки — ушки, мушки — кружки, мишка — мышка, шишки — книжки, замок — замок, пили — пили, кружки — кружки, дорогой — дорогой.

Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и от­четливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей ин­дивидуально.

 

Повтори правильно

 

Цель: Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Ход игры:Воспитатель называет слово, например аквариум, и пред­лагает нескольким детям быстро и четко повторить его. Рекомендуемые слова: троллейбус, велосипед, телевизор, тер­мометр, позавтракали, кукуруза и т. п. Если ребенок по­вторил слова неправильно, задержался с ответом, он должен сказать это слово в замедленном темпе (растягивая гласные, отчетливо произнося каждый согласный звук).

Следует вызывать тех детей, которые говорят недоста­точно внятно, подбирать для упражнения слова, в которых дети чаще всего допускают ошибки.

 

Повтори, как я

 

Цель:Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение

Ход игры:Воспитатель произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или ше­потом).

Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насы­щенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими).

 

Покатаем на машине

 

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух).

 Наглядный материал. Игрушки, в названии которых есть звук с (сь): слон, собака, лиса, поросенок, гусь, а также другие  игрушки: мишка, крокодил, кукла, машина  и  т. д.

Ход игры:Педагог показывает игрушку и просит нескольких де­тей назвать ее, потом он сам называет ее и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с («песня водички»). Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, определяли на слух наличие данного [звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон).

 

Выдели слово

 

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Ход игры:Воспитатель произносит слова и предлагает детям хло­пать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуаль­ными.

Воспитатель должен произносить слова медленно (если Дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать у детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

 

Назови и отгадай

 

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Наглядный материал. Фланелеграф; картинки, изображающие  предметы, в  названиях  которых  имеется звук з (зь), а  также парные  к  ним без  з, 

Например: зайка, кошка, замок — ключ, коза — корова, ваза — графин..

Ход игры:Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картам и просит детей сказать, что на них изображено. Затем предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук («песня комарика»). Если дети допускают ошибки, воспитатель сам произносит парные слова, выделяя голосом з (например, ззайка — кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук з.

Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили  звук  з (зь), умели  выделять  слова  с  этим  звуком

 

 Что в мешочке?

 

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Наглядный материал. Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук ц: цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: мани на, кубик, мячик, шарик и пр.

Ход игры:Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. «К kому я подойду,— продолжает он,— тот пусть вынет из этой мешочка одну игрушку, назовет ее и покажет всем детям! Вызванный ребенок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей еще раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук ц («песенка синички»).

Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук ц (цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица), и предлагает детям перечислить их.

Произносить слова воспитатель должен отчетливо, выделяя звук ц, например овццца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук с, который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы дети правильно называли слова, содержащие ц, отчетливо произносили этот звук в словах.

 

Где что лежит?

 

Цель: закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Наглядный материал. Хлебница, сахарница, мыльни­ца, салатница, конфетница, чернильница.

Ход игры:Воспитатель называет предмет и предлагает детям отве­тить, куда его можно положить. Например, говорит: «Мама принесла из магазина хлеб и положила его... Куда?» — «В хлебницу». «А теперь,— говорит воспитатель,— я буду спрашивать, а вы будете отвечать, куда можно положить предметы».

Воспитатель:

Маша насыпала сахар ... Куда?

В сахарницу.

Вова вымыл руки и положил

мыло ... Куда?

Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно про­износили звук ц в словах. Обращает внимание на образо­вание слов.

 

Наши имена

 

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать  фонематический слух)

Наглядный  материал. Кукла.

Ход игры:Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать ее так, чтобы в ее имени был слышен звук ш («песенка гуся»). Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрос­лый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш:  «Машшша, Машшшенька».

Затем воспитатель просит детей сказать, какие еще имена они знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: «Шу­ра, Даша, Леша, Наташа, Маша» и др. Если же они затруд­няются, воспитатель предлагает некоторым из них ска­зать свое имя и послушать, есть в нем «песенка гуся» или нет. Если ребенок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук Ш и предлагает всем ребятам ответить: «Есть в имени Миша «песенка гуся» или нет?»

 

Кто это?

 

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Наглядный материал. Игрушки или картинки с изо­бражением следующих животных: петух, поросенок, воробей, утка, кошка, еж.

Ход игры: Воспитатель спрашивает, кто из животных производит; такое действие. Дети отвечают, педагог показывает игрушку или картинку, а затем просит детей воспроизвести соответствующее звукоподражание.

После этого воспитатель предлагает детям по звуко­подражанию определить животное и сказать, что оно де­лает, когда так кричит.

Воспитатель следит,  чтобы дети  правильно произносили звук р (рь) в звукоподражаниях, внятно называли действия,  производимые животными, внимательно слушали воспитателя.

 

Доскажи слово

 

Цель: закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Ход игры: Воспитатель произносит фразу,  но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово

Воспитатель: Дети:

Ра-ра-ра — начинается иг. . . ра.

Ры-ры-ры — у мальчика ша.  . . ры.

Ро-ро-ро — у нас новое вед.  . . ро.

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг. . ру.

Ре-ре-ре — стоит дом на го.  . . ре.

Ри-ри-ри — на ветках снега.  . . ри.

Ар-ар-ар — кипит наш само.  .  . вар.

Ор-ор-ор — созрел красный поми… дор.

Ир-ир-ир — мой папа коман... дир.

Арь-арь-арь—на стене висит фон - арь
Ра-ра-ра — у мышки есть но… ра.

Ре-ре-ре — носим воду мы в вед… ре и т. д.

Затем воспитатель предлагает ребятам самим придумать такие фразы.

Воспитатель добивается, чтобы дети быстро и правильно добавляли недостающий слог, четко произносили звук р (рь)

 

Подбери нужное слово

 

Цель:закрепить пра­вильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока сло­ва с данным звуком (развивать фонематический слух)

Ход игры:Воспитатель начинает произносить фразу, а детям пред­лагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.«В аквариуме плавают...— говорит воспитатель.— Кто плава­ет?»— «Рыбки»,— договаривают дети. Рекомендуемые пред­ложения:

Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? Ворона.

На лугу пасется... корова.

На огороде вырос большой зеленый... огурец.

У Вовы лопнул красный... шар.

Хорошо водит машину... шофер.

Сначала воспитатель переспрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Педагог обращает внимание на то, чтобы дети точно подбирали слова, пра­вильно произносили звук р (рь) в словах. Ответы должны быть индивидуальные. Занятие проводится в быстром темпе.

 

Подбери похожие слова

 

Цель:Разви­вать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Ход игры:Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: кошка — ложка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко и т. д.), пушка (мушка, сушка), зайчик (мальчик, пальчик), банки (танки, санки), шина (машина), потолок (уголок) и т.д.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, • произносили их внятно, чисто.

 

Угадай, где кружкиа где кружки

 

Цель:Разви­вать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Наглядный материал. Две  кружки  и  два  кружка.

Ход игры:Воспитатель показывает детям кружки и кружки, называ­ет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспи­татель держит кружки над кружками и спрашивает: «Что находится сверху (кружки), а что снизу (кружки)?» Дети отвечают. Потом воспитатель меняет предметы местами и сно­ва спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно ука­зывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

 

 Топ-топ-топ

 

Цель:Учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.

Ход игры:Воспитатель предлагает детям послушать сначала, как«маленькие ножки бежали по дорожке» (произносит том топ-топ в ускоренном темпе), затем как «большие ноги то пали по дороге» (произносит топ...топ...топ медленно). После этого воспитатель произносит данное звукосочетание то быстро, то медленно, а дети должны отгадать, какие ноги топали по дороге — большие или маленькие.

Педагог добивается, чтобы все дети точно определяли на слух скорость произнесения данного звукосочетания, сами умели произносить его и быстро, и медленно.

Угадай, какой поезд

 

Цель:Учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.

Наглядный материал.Картинки с изображением товарного, пассажирского и скорого поездов.

Ход игры:Воспитатель показывает картинки с изображением раз­ных поездов и говорит: «Когда идет товарный поезд, то его колеса стучат так (произносит тук...тук...тук медленно). Пассажирский поезд идет немного быстрее, и колеса его стучат так (произносит тук-тук-тук в умеренном темпе). Скорый поезд идет быстро, и его колеса стучат так: (произносит тук-тук-тук в слегка ускоренном темпе)». Дети тоже произносят тук-тук-тук в разном темпе. Когда они усвоят, как стучат колеса различных поездов, воспитатель предлагает им внимательно слушать и определять на слух (по скорости произнесения им звукоподражания), какой идет поезд. Воспитатель произносит тук-тук-тук то быстро, то в умеренном темпе, то медленно. Дети от­гадывают.

 

Котенок

 

Цель.Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать на слух, а также воспроизводить самим раз личные интонации.

Наглядный материал. Фланелеграф, картинки: девочка, котенок, собака, блюдце — или же игрушки: кукла, котенок, собака, блюдце (для инсценировки).

Ход игры:Воспитатель  ставит  на  фланелеграф  картинку  с  изображением  девочки  и  говорит: «Это  Таня. Идет  Таня  с  прогулки домой  (показывает)  и видит: около забора сидит маленький котенок (выставляет соответствующую картинку на фланелеграф). Кого увидела Таня?» — «Котенка»,— отвечают дети. «Сидит котенок,— продолжает воспитатель,— и жалобно так мяукает мяу-мяу (произносит с жалобной интонацией). Как котенок мяукает? (Дети (2—3) повторяют с той же ин­тонацией мяу-мяу.) Таня взяла котенка на руки,— расска­зывает воспитатель дальше,— и принесла его домой (пере­ставляет картинки в сторону). Дома она налила ему в блюдечко молоко (прикрепляет на фланелеграфе картинку с изображением блюдца). Увидел котенок молоко, обрадовал­ся,— завилял хвостом и радостно замяукал (произносит мяу-мяу с интонацией радости). Как он замяукал? (Дети повторяют.) Попил котенок молока, свернулся колечком и крепко заснул. А в это время прибежала собака Жучка (показывает картинку), увидела она котенка и стала на него громко лаять аф-аф, прогонять котенка. Как Жучка лаяла? (Дети (2—3) показывают, как лает собачка.) Рассердился котенок, выгнул спину дугой и сердито замяукал мяу-мяу (воспитатель произносит звукоподражание с соответствующей интонацией) — не мешай мне спать. Как сердился котенок? (Дети показывают.) Испугалась Жучка котенка и убежала» (картинку убирают).

Потом воспитатель еще раз воспроизводит звукоподра­жание мяу-мяу с различной интонацией (жалобно, радост­но, сердито) и предлагает детям на слух определить, когда котенок  мяукает  жалобно,  когда  радостно,  когда  сердито.

Педагог следит, чтобы дети правильно определяли на слух интонацию, и добивается, чтобы они научились вос­производить звукоподражание с различной интонацией.

 

Интересные слова

 

Цель. Дать детям представление о многозначности слова; поупражнять в четкомпроизношении слов.

Наглядный материал. Авторучка, кукла, сумка, чашка, чайник.

Ход игры:Воспитатель показывает детям авторучку и спрашивает: «Что это?» — «Ручка»,— отвечают дети. «Правильно,— гово­рит воспитатель.— У меня рука, а у куклы рука малень­кая (показывает). Как мы назовем маленькую руку у кук­лы?» — «Ручка»,— говорят дети. «Да, маленькая рука тоже ручка». Затем он показывает сумку (корзинку) и обращает внимание детей на то, что у сумки тоже есть ручка. «А когда мы открываем и закрываем дверь, за что мы беремся?» — спрашивает он снова. «За ручку».— «А кто мне скажет, У каких предметов еще есть ручки?» Дети вспоминают. В конце занятия воспитатель обращает внимание детей на то, как много разных пред­метов имеют ручки,  и все ручки разные,  но все  их называют одним словом ручка. Затем педагог говорит, что одним и тем же словом могут называться и разные предметы например  лук, который  едят, лук, из которого стреляют.

 

Что делает?

 

Цель.Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.

Наглядный материал.Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д.

Ход игры:Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.

 

Что неверно?

 

Цель:Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Ход игры:Предварительно воспитатель разъясняет значение отдель­ных слов: комбайн, косари.

Детям дважды читают стихотворение «Верно ли это?» и предлагают найти несоответствие в некоторых фра­зах.

Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег?

Сахар — горек,

Уголь — бел,

Ну а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь — плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд...

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут?

 

Клички животных

 

Цель:Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Ход игры:Воспитатель предварительно обсуждает с детьми, какие клички можно дать кошке, собаке, курам, коровам, козлу. Объясняет, что курицу можно назвать «Хохлаткой».

Затем предлагает детям послушать стихотворение, а потом сказать, правильно ли названы клички животных.

А еще была у них

Курица Буренка.

А еще у них была

Собачонка Мурка,

А еще — два козла —

Сивка да Бурка!

(Ю. Черных)

Если дети затрудняются найти все несоответствия, имею­щиеся в стихотворении, то воспитатель задает вопросы: «Можно кошку назвать Жучкой? Кого можно так называть? Можно курицу назвать Буренкой?» И т. д.

 

 

 

Сколько слов?

 

Цель: Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Ход игры:Воспитатель произносит одно слово с каким-нибудь из отрабатываемых звуков. Например, при закреплении звука ш называет слово мишка и спрашивает: «Сколько слов я назвала? Есть в этом слове звук ш или нет?» После ответов воспитатель предлагает детям подобрать по одному слову, в котором был бы звук ш, затем слова, в которых этого звука нет. (5—6 ответов.)

Потом педагог произносит фразу, состоящую из двух слов

«Мишка спит», и спрашивает: «А сейчас сколько слов я произнесла? Назовите слово, в котором есть звук ш; слово, вкотором нет этого звука». После того как дети ответят, какое первое слово (мишка), какое — второе (спит), воспита­тель предлагает им назвать фразу, состоящую из двух таких слов, чтобы в названии одного из них обязательно был бы заданный звук. Ребенок, придумавший фразу, называет первое слово, потом второе и указывает, в каком из них есть заданный звук.

Если дети легко справляются с данным заданием, то воспи­татель предлагает им называть фразы состоящие из трех и более слов. Сначала слова называются по порядку, а потом только те, которые включают заданный звук. Например, ребе­нок называет фразу: «Едет зеленая машина», перечисляет по порядку слова: едет, зеленая, машина, затем указывает слово, в котором есть звук ш (машина).

В последующих занятиях воспитатель в игровой форме предлагает детям выделять из фраз несколько слов с задан­ным звуком с указанием количества и порядка слов в пред­ложении (фразы даются без предлогов и союзов). Напри­мер, в предложении «Мама купила Тане плюшевого мишку» дети называют сначала слова, в которых есть звук ш (плю­шевого, мишку), затем определяют количество слов в данной фразе, их последовательность.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно выделяли слова с заданным звуком, четко произносили отрабатываемые звуки, устанавливали количество и последовательность расположе­ния слов в предложениях.

 

Кто лучше слушает?

 

Цель:Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Ход игры:

Вариант 1

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу, боком ко всей группе, и говорит: «Сейчас поиграем в игру на внимательность. Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук?.. А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Какой звук?..» Еще раз предлагает детям сказать, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают коли­чество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педа­гог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5— со звуком ш, 5— со звуком ж и 5— где нет этих звуков). Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли вызванные ребята вы­полняют задание. Если кто-то из них допустил ошибку, воспитатель предлагает остальным детям исправить ее, указав на  заданный  звук в  слове  или на  отсутствие  его. В конце занятия  дети называют ребенка, который был более внимательным, верно выделил все слова и ни разу не  ошибся.

 

Вариант 2

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой — со  зву­ком ж. Предлагает группе назвать слова, в которых есть звук ш или ж. В конце занятия дети определяют победи­теля.

 

Вариант 3

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному — со звуком ш, другому — со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки.

 

Придумай необычные слова

 

Цель:Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Ход игры:Воспитатель читает детям стихотворение И. Токмаковой «Плим» и говорит: «Мальчик придумал смешное слово плим, которое ничего не обозначает. А вы можете приду­мать такие слова, которые тоже бы ничего не обозначали? (3—4 ответа.) Затем педагог напоминает детям, что на преды­дущих занятиях они подбирали разные слова — названия игрушек, предметов — со звуками с и ш, з и ж, ш и ж. «А сейчас придумайте такие смешные слова, как слово плим, но со звуками ч и щ». Дети придумывают слова сначала со звуком ч, потом со звуком щ. Воспитатель обращает вни­мание на то, чтобы дети выделяли эти звуки в словах го­лосом, произносили их отчетливо и ясно.

 

Каждому предмету свое место

 

Цель:Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Наглядный материал. В зависимости от того, какая пара звуков отрабатывается, подбираются предметные кар­тинки. Например, для работы по дифференциации звуков ц и ч нужен такой набор: цветок, цыпленок, курица, яйцо, пуговица, кольцо, цапля, птенец,- чашка, очки, ключи, удоч­ка, ручка, бабочка, ключ, часы и т. д. Желательно, чтобы предметы, изображенные на картинках, не повторялись.

Ход игры:Воспитатель раздает детям по одной картинке и предла­гает внимательно рассмотреть, что на них изображено. За­тем показывает картинку с изображением, например, цвет­ка и спрашивает: «В данном слове какой звук: ц или ч?» После 2—3 правильных ответов воспитатель ставит картинку на фланелеграф слева. Потом показывает вторую картинку с изображением, например, чайника и спрашивает: «В слове чайник какой звук: ц или ч?» Картинка с предметом на звук ч ставится на фланелеграф справа.

После этого предлагает детям внимательно посмотреть на свои картинки и определить, в названии каких пред­метов есть звук ц,  в  каких ч.  Затем  по  очереди вызывает ребят, и они аналогично действиям педагога прикрепляют свои картинки на фланелеграф слева (если в названии предмета есть звук ц) или справа (если есть звук ч). Не­правильные ответы разбираются всей группой. Ребенку, допустившему ошибку, предлагают подобрать несколько слов на заданный звук. В конце занятия дети перечисляют сна­чала все предметы, игрушки, животных, в названии кото­рых есть звук ц, затем — со звуком ч, выделяя голосом эти звуки. Чаще вызываются дети, которые недоста­точно четко дифференцируют эти звуки.

 

Отгадай, что это?

 

Цель:Развивать внимание де­тей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Наглядный материал.

Фланелеграф, красиво оформ­ленная коробка с набором картинок, предназначенных для закрепления или дифференциации звуков. Например, при за­креплении звука с набор картинок должен быть следую­щим: санки, сумка, лиса, автобус и пр.; при закреплении звука ш: шашки, машина, кошка, мишка и пр. Этот же набор  используется  и  для  дифференциации  звуков  с и  ш.

Ход игры: Педагог обращается к детям: «На Новый год Дед Мороз прислал много интересных предметов и игрушек. Они изо­бражены на картинках, которые лежат в этой красивой коробке (показывает коробку). Дед Мороз просил не пока­зывать их вам до тех пор, пока вы сами не отгадаете, что на них изображено. А отгадывать вы будете так. Один из вас подойдет ко мне (вызывает одного ребенка) и, не называя игрушки (или предмета), изображенной на этой картинке (дает ее ребенку), расскажет нам о ней все, что знает». Ребенок описывает изображение. Например, если на картин­ке нарисована машина, то ребенок говорит: «Эта игрушка состоит из кузова и четырех колес. На ней можно возить разные предметы. Что это?» Сначала воспитатель помогает детям описывать игрушки и предметы, постепенно приучая их к составлению самостоятельных рассказов. Дети отгадывают, что это за игрушка. Четко называют ее, определяют, есть ли в данном слове отрабатываемый звук, выделяют его го­лосом: машшшина. В конце занятия дети перечисляют все игрушки и предметы, которые Дед Мороз подарил им на Новый год.

Для отгадывания, предметов и игрушек можно использо­вать вместо их описания загадки, которые заранее заучи­ваются с детьми.

 

Слова могут звучать громко и тихо

 

Цель:Развивать голосовой аппарат и peчевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз,  поупражняться  в  произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью

Ход игры:Воспитатель громко произносит слово машина и спраши­вает детей, как оно произнесено — тихо или громко.  Затем повторяет это слово вполголоса и снова просит детей ответить: «А сейчас это слово я произнесла так же громко, как в первый раз или нет?» Дети отвечают, что слово произнесено тихо. В третий раз слово машина воспитатель произ­носит шепотом. Предлагает детям определить, как произнесено слово  на этот  раз. Воспитатель  еще  раз подчеркивает, что слово можно произнести с различной громкостью:  ше­потом, тихо (вполголоса) и громко. Предлагает детям самим подобрать какое-нибудь слово (желательно на отрабатываемый звук) и произнести его с различной громкостью: сначала шепотом,  потом тихо и громко  (слова произносятся  отчет­ливо с выделением голосом отрабатываемого звука).

 

Вариант 2

Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при закреплении звука л или при дифферен­циации звуков л — ль можно использовать такую фразу:

В уголок Аленка села, У Аленки много дела.

Воспитатель предлагает 3—4 детям произнести чистоговорку сначала шепотом или тихо, т. е. так, чтобы не ме­шать Аленке заниматься своим делом, затем произнести ее громче обычного: как бы рассказать, всей группе о том, чем занимается Аленка. В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной гром­костью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки.

 

Какой звук есть во всех словах?

 

Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематиче­ское восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и по­следний звук.

Ход игры:Воспитатель произносит 3—4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь — и спрашивает: «Какой звук есть во всех этих словах?» Дети называют: «Звук ,ш». Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи — ж; чайник, ключ, очки — ч; щетка, ящик, щавель —щ; коса, усы, нос — с; селедка, Сима, лось — сь; коза, замок зуб — з; зима, зеркало, вазелин — зь; цветок, яйцо, курица — ц; лодка, стул, лампа — л; липа, лес, соль — ль.

Воспитатель следит, чтобы дети четко произносили звуки правильно называли твердые и мягкие согласные.

 

Волшебный замок

 

Цель:По

10 марта 2019 в 20:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.