Рафикова Ляйсан Рафиковна
Игры по речевому развитию в средней группеДидактическая игра «Детский мир»
Задачи: 1. Познакомить детей с термином «слово» 2. Расширять представление о многообразии слов 3. Учить вслушиваться в звучание слов 4. Совершенствовать отчетливое произношение слов Правила: Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире», ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками. Игровые действия: Дети называют слова. Обозначающие игрушки, которые они покупают в «Детском мире». В конце игры ведущий складывает в корзинку фишки и обобщает – как много слов назвали дети. Игровые атрибуты: фишки, корзинка, предметные картинки на тему «игрушки» Сюжет игры: Детям предлагается отправиться в магазин «Детский мир» и «купить» игрушку.
Дидактическая игра «Зоопарк»
Задачи 1. Продолжать знакомство детей со звучащим словом. 2. Расширять представления детей о многообразии слов. 3. Совершенствовать отчетливое произношение слов. Правила: Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие животных, за правильно названное слово ведущий награждает фишкой. Игровые действия: Дети называют животных. Которые живут в зоопарке, тем детям. Которые затрудняются ведущий предлагает предметные картинки знакомых зверей, дети называют их. Ведущий каждый раз акцентирует внимание на термине «слово» Игровые атрибуты: Фишки, корзинка, карточка с предметными картинками на тему «животные» Сюжет игры: Детям предлагается «отправиться» в зоопарк и назвать животных, которые могут там встретиться.
Дидактическая игра «Магазин» Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с термином «слово» 2. Расширять представление о многообразии слов 3. Совершенствовать отчетливое произношение слов Правила: игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют предметы, игрушки. Затрудняющимся ведущий предлагает предметные картинки на тему «Магазин». За названное слово дети получают фишку. Игровые действия: Дети называют предметы, игрушки, которые хотят купить в магазине. Игровые атрибуты: Фишки, корзиночка. Предметные картинки на тему «Магазин» Сюжет игры: Детям предлагается отправиться в магазин за покупками.
Дидактическая игра «Назови пару»
Задачи: 1. Расширять представление о значении слов 2. Сравнение слов по звучанию 3. Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму. Правила: Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет слово и показывает соответствующую карточку с предметной картинкой, ребенок называет слово-«друга» (например: мишка – шишка, галка – палка). За правильно названное слово ребенок получает фишку. Игровые атрибуты: Предметны картинки слов-«друзей», фишки. Сюжет игры: Рассказать, что у слов. Как и у людей есть друзья. Предложить детям назвать слово-«друга».
Дидактическая игра «Звуковые часы»
Задачи: 1. Расширять представление о словах 2. Познакомить детей с протяженностью слов 3. Обучение умению делить слова на части (одно –двух -трехсложной слоговой структуры) Правила: Прохлопывать или прошагивать «длину» слова соответственно количеству слогов. Можно выставлять фишки в соответствии с количеством слогов. Игровые действия: Работая с пособием «Звуковые часы» дети переводят стрелки (короткую или длинную) определяя протяженность слова. Термин «слог» ведущий не уполтребляет. Игровые атрибуты Пособие «Звуковые часы» (с изображением предметных картинок слов (одно –двух -трехсложной слоговой структуры) Сюжет игры: Ведущий рассказывает, что слова бывают длинные и короткие, и все слова можно измерить хлопками или шагами. Предложить детям измерить слова и отметить протяженность слов стрелочкой.
Дидактическая игра «Жуки»
Задачи: 1. Обучить интонационному выделению звука в слове 2. Знакомить детей с термином «звук» 3. учить называть слово на заданный звук Правила: Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Детям нужно назвать слово со звуком «ж». За правильно названное слово дети получают фишку. Игровые действия: Дети находят картинку со звуком «ж», называют слово и интонационно выделяют в нем звук «Ж» Игровые атрибуты: 7-9 предметных картинок, 5-6 из которых со звуком «Ж», фишки Сюжет игры: Ведущий рассказывает что в гости к ребятам прилетели жуки, и предлагает отыскать слова, где слышится песенка жука (ж-ж-ж) звук «ж».
Дидактическая игра «Найди звуки» со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц») Задачи: 1. Освоение интонационного выделения звука в слове 2. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Правила: Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку. Игровые действия: Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук. Игровые атрибуты: Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц» Сюжет игры: Ведущий рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им помочь - отыскать слова на заданный звук.
Дидактическая игра « Назови слова»
Задачи: 1. Освоение действий интонационного выделения звука в слове 2. Развитие представления о твердом и мягком согласных звуках 3. Развитие умения подбирать слова на заданный звук Правила: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильно названное слово ребенок получает фишку. Игровые действия: Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук, и раскладывают предметные картинки для «старшего братца» (твердый звук) и «младшего братца» (мягкий звук) Игровые атрибуты: Картинки с изображением «старшего» и «младшего братца», предметные картинки с на звуки с-сь, к-кь, м-мь. Сюжет игры: Предложить детям найти картинки для старшего и младшего братца.
Дидактическая игра «Построим дом»
Задачи: 1. Освоение действий интонационного выделения звук в слове 2. Развитие представления о твердых и мягких согласных звуках 3. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук Правила: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети называют слова с заданным звуком («Р» или «РЬ» . За правильно названное слово ребенок получает фишку. Игровые действия: Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук. Игровые атрибуты: Фишки, предметные картинки на тему «Стройка» со звуками «Р», «РЬ» Сюжет игры: Ведущий предлагает построить дам – назвать слова со звуками «Р», «РЬ»
Дидактическая игра «Звуковые часы»
Задачи: 1.Закрепление действия интонационного выделения звука в слове 2. Развитие умения подбирать слова на заданный звук 3. Развитие умения определять первый звук в слове Правила: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети определяют первый звук в слове, произнося его с интонационным выделением этого звука. За правильно названное слово дети получают фишку. Игровые действия: Дети отмечают стрелкой найденное слово на заданный звук. Игровые атрибуты: Пособие «Звуковые часы», фишки. Сюжет игры: Предложить детям «отремонтировать» «Звуковые часы» - показать с помощью стрелки слово на заданный звук.
Дидактическая игра «Какой звук пропущен?»
Задачи: 1. Развивать фонематический слух 2. Учить вслушиваться в звучание слов 3. Упражнять в выделении недостающего звука Правила: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Дети называют пропущенный звук, за правильно названный звук дети получают фишку. Игровые действия: Ведущий произносит слово звуком, а дети определяют какой звук пропущен. Игровые атрибуты: фишки, предметные картинки. Сюжет игры: Ведущий рассказывает что звуки потерялись и просит детей помочь их найти.
Дидактическая игра «Рыбалка»
Задачи: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Возраст: от 4 до 5 лет. Материал: магнитные удочки 2-3 шт., карточки с изображением предметных картинок. Правила: 1.В игру могут играть от одного до восьми детей. 2. Играть по очереди. 3. Побеждает тот ребенок, который правильно и быстро соберет необходимые карточки. Игровые действия: 1. Ведущий предлагает рассмотреть рыбок, плавающих в озере. 2. Ведущий должен назвать какой-либо согласный звук (например [Щ], [Ш]). 3. Руководствуясь словесными указаниями, дети ищут «рыбку» с предметной картинкой на заданный звук. 4. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все «рыбки» с заданным звуком. В конце игры подводится итог.
Упражнения на закрепление правильного произношения и фонематического слуха.
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.
Упражнение «Пусти лодочку по воде»
Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого. Упражнение выполняется 2 раза.
Игра «Лодочка и пароход»
Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы. Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) . По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Поезд»
Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.
Игра с заданиями
Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я» «Порычите: «Хрп-хр-хр». «Ешьте мед — слизывайте с лапы. оближите губы. зубы круговым движением» (дети выполняют задания) . Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-у-ух» (дети повторяют). Игра «Оркестр» Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только (на больших и маленьких барабанах.) Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки. Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, oн стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям» (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.) — Играем на больших барабанах (показывает на большое кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку) . — Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку) . Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, дети, поднимая их, поют нужные песенки.
Упражнение «Понюхай цветок»
Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже ш дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х») . Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».
Упражнение «Тренировка»
Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Дууу» (повторить 5—6раз)
Игра «Оркестр»
Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты — весь оркестр. Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9—12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.
Угадай, чей голос
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение Ход игры: Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».— «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко». Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.
Возьми игрушку
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение Наглядный материал. Игрушки или предметы, названия которых состоят из 3—4 слогов: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр. Ход игры:Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Воспитатель следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.
Будь внимательным
Цель:Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение Ход игры:Воспитатель спрашивает у детей, можно ли ездить на машине, затем он просит их перечислить, на чем еще можно ездить. Дети перечисляют: «На автобусе, троллейбусе, трамвае» и т. д. После этого воспитатель читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения: «В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Они сели в троллейбус и поехали на вокзал. Света и Костя устроились около окна и с интересом смотрели, что делается вокруг. Вот мимо них проехала машина. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на велосипедах. На вокзале мама купила билеты. Вскоре подошел электропоезд, и они сели в вагон. На даче их встретила бабушка». Воспитатель читает медленно, выделяя голосом нужные слова.
Найди ошибку
Цель:Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение Наглядный материал. Игрушки: коза, корова, собака, курица, лошадь, ежик и др. Ход игры:Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильно действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?» Дети отвечают: «Нет!» — «А что может делать коза?» — спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодаться, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова лает, собака поет, курица мяукает, лошадь пищит, ежик летает и пр.. Воспитатель следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова.
Секрет
Цель:Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение Ход игры:Воспитатель шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка — ножка, мошка — ложка, сушки — ушки, мушки — кружки, мишка — мышка, шишки — книжки, замок — замок, пили — пили, кружки — кружки, дорогой — дорогой. Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально.
Повтори правильно
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение Ход игры:Воспитатель называет слово, например аквариум, и предлагает нескольким детям быстро и четко повторить его. Рекомендуемые слова: троллейбус, велосипед, телевизор, термометр, позавтракали, кукуруза и т. п. Если ребенок повторил слова неправильно, задержался с ответом, он должен сказать это слово в замедленном темпе (растягивая гласные, отчетливо произнося каждый согласный звук). Следует вызывать тех детей, которые говорят недостаточно внятно, подбирать для упражнения слова, в которых дети чаще всего допускают ошибки.
Повтори, как я
Цель:Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение Ход игры:Воспитатель произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом). Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими).
Покатаем на машине
Цель:закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух). Наглядный материал. Игрушки, в названии которых есть звук с (сь): слон, собака, лиса, поросенок, гусь, а также другие игрушки: мишка, крокодил, кукла, машина и т. д. Ход игры:Педагог показывает игрушку и просит нескольких детей назвать ее, потом он сам называет ее и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с («песня водички»). Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола. Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, определяли на слух наличие данного [звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон).
Выдели слово
Цель:закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух) Ход игры:Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Воспитатель должен произносить слова медленно (если Дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать у детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.
Назови и отгадай
Цель:закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух) Наглядный материал. Фланелеграф; картинки, изображающие предметы, в названиях которых имеется звук з (зь), а также парные к ним без з, Например: зайка, кошка, замок — ключ, коза — корова, ваза — графин.. Ход игры:Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картам и просит детей сказать, что на них изображено. Затем предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук («песня комарика»). Если дети допускают ошибки, воспитатель сам произносит парные слова, выделяя голосом з (например, ззайка — кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук з. Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук з (зь), умели выделять слова с этим звуком
Что в мешочке?
Цель:закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух) Наглядный материал. Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук ц: цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: мани на, кубик, мячик, шарик и пр. Ход игры:Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. «К kому я подойду,— продолжает он,— тот пусть вынет из этой мешочка одну игрушку, назовет ее и покажет всем детям! Вызванный ребенок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей еще раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук ц («песенка синички»). Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук ц (цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица), и предлагает детям перечислить их. Произносить слова воспитатель должен отчетливо, выделяя звук ц, например овццца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук с, который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы дети правильно называли слова, содержащие ц, отчетливо произносили этот звук в словах.
Где что лежит?
Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух) Наглядный материал. Хлебница, сахарница, мыльница, салатница, конфетница, чернильница. Ход игры:Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например, говорит: «Мама принесла из магазина хлеб и положила его... Куда?» — «В хлебницу». «А теперь,— говорит воспитатель,— я буду спрашивать, а вы будете отвечать, куда можно положить предметы». Воспитатель: Маша насыпала сахар ... Куда? В сахарницу. Вова вымыл руки и положил мыло ... Куда? Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук ц в словах. Обращает внимание на образование слов.
Наши имена
Цель:закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух) Наглядный материал. Кукла. Ход игры:Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать ее так, чтобы в ее имени был слышен звук ш («песенка гуся»). Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш: «Машшша, Машшшенька». Затем воспитатель просит детей сказать, какие еще имена они знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: «Шура, Даша, Леша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и послушать, есть в нем «песенка гуся» или нет. Если ребенок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук Ш и предлагает всем ребятам ответить: «Есть в имени Миша «песенка гуся» или нет?»
Кто это?
Цель:закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух) Наглядный материал. Игрушки или картинки с изображением следующих животных: петух, поросенок, воробей, утка, кошка, еж. Ход игры: Воспитатель спрашивает, кто из животных производит; такое действие. Дети отвечают, педагог показывает игрушку или картинку, а затем просит детей воспроизвести соответствующее звукоподражание. После этого воспитатель предлагает детям по звукоподражанию определить животное и сказать, что оно делает, когда так кричит. Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук р (рь) в звукоподражаниях, внятно называли действия, производимые животными, внимательно слушали воспитателя.
Доскажи слово
Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух) Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово Воспитатель: Дети: Ра-ра-ра — начинается иг. . . ра. Ры-ры-ры — у мальчика ша. . . ры. Ро-ро-ро — у нас новое вед. . . ро. Ру-ру-ру — продолжаем мы иг. . ру. Ре-ре-ре — стоит дом на го. . . ре. Ри-ри-ри — на ветках снега. . . ри. Ар-ар-ар — кипит наш само. . . вар. Ор-ор-ор — созрел красный поми… дор. Ир-ир-ир — мой папа коман... дир. Арь-арь-арь—на стене висит фон - арь
Ре-ре-ре — носим воду мы в вед… ре и т. д. Затем воспитатель предлагает ребятам самим придумать такие фразы. Воспитатель добивается, чтобы дети быстро и правильно добавляли недостающий слог, четко произносили звук р (рь)
Подбери нужное слово
Цель:закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух) Ход игры:Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.«В аквариуме плавают...— говорит воспитатель.— Кто плавает?»— «Рыбки»,— договаривают дети. Рекомендуемые предложения: Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? Ворона. На лугу пасется... корова. На огороде вырос большой зеленый... огурец. У Вовы лопнул красный... шар. Хорошо водит машину... шофер. Сначала воспитатель переспрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Педагог обращает внимание на то, чтобы дети точно подбирали слова, правильно произносили звук р (рь) в словах. Ответы должны быть индивидуальные. Занятие проводится в быстром темпе.
Подбери похожие слова
Цель:Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова. Ход игры:Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: кошка — ложка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко и т. д.), пушка (мушка, сушка), зайчик (мальчик, пальчик), банки (танки, санки), шина (машина), потолок (уголок) и т.д. Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, • произносили их внятно, чисто.
Угадай, где кружки, а где кружки
Цель:Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова. Наглядный материал. Две кружки и два кружка. Ход игры:Воспитатель показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает: «Что находится сверху (кружки), а что снизу (кружки)?» Дети отвечают. Потом воспитатель меняет предметы местами и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.
Топ-топ-топ
Цель:Учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе. Ход игры:Воспитатель предлагает детям послушать сначала, как«маленькие ножки бежали по дорожке» (произносит том топ-топ в ускоренном темпе), затем как «большие ноги то пали по дороге» (произносит топ...топ...топ медленно). После этого воспитатель произносит данное звукосочетание то быстро, то медленно, а дети должны отгадать, какие ноги топали по дороге — большие или маленькие. Педагог добивается, чтобы все дети точно определяли на слух скорость произнесения данного звукосочетания, сами умели произносить его и быстро, и медленно. Угадай, какой поезд
Цель:Учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе. Наглядный материал.Картинки с изображением товарного, пассажирского и скорого поездов. Ход игры:Воспитатель показывает картинки с изображением разных поездов и говорит: «Когда идет товарный поезд, то его колеса стучат так (произносит тук...тук...тук медленно). Пассажирский поезд идет немного быстрее, и колеса его стучат так (произносит тук-тук-тук в умеренном темпе). Скорый поезд идет быстро, и его колеса стучат так: (произносит тук-тук-тук в слегка ускоренном темпе)». Дети тоже произносят тук-тук-тук в разном темпе. Когда они усвоят, как стучат колеса различных поездов, воспитатель предлагает им внимательно слушать и определять на слух (по скорости произнесения им звукоподражания), какой идет поезд. Воспитатель произносит тук-тук-тук то быстро, то в умеренном темпе, то медленно. Дети отгадывают.
Котенок
Цель.Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать на слух, а также воспроизводить самим раз личные интонации. Наглядный материал. Фланелеграф, картинки: девочка, котенок, собака, блюдце — или же игрушки: кукла, котенок, собака, блюдце (для инсценировки). Ход игры:Воспитатель ставит на фланелеграф картинку с изображением девочки и говорит: «Это Таня. Идет Таня с прогулки домой (показывает) и видит: около забора сидит маленький котенок (выставляет соответствующую картинку на фланелеграф). Кого увидела Таня?» — «Котенка»,— отвечают дети. «Сидит котенок,— продолжает воспитатель,— и жалобно так мяукает мяу-мяу (произносит с жалобной интонацией). Как котенок мяукает? (Дети (2—3) повторяют с той же интонацией мяу-мяу.) Таня взяла котенка на руки,— рассказывает воспитатель дальше,— и принесла его домой (переставляет картинки в сторону). Дома она налила ему в блюдечко молоко (прикрепляет на фланелеграфе картинку с изображением блюдца). Увидел котенок молоко, обрадовался,— завилял хвостом и радостно замяукал (произносит мяу-мяу с интонацией радости). Как он замяукал? (Дети повторяют.) Попил котенок молока, свернулся колечком и крепко заснул. А в это время прибежала собака Жучка (показывает картинку), увидела она котенка и стала на него громко лаять аф-аф, прогонять котенка. Как Жучка лаяла? (Дети (2—3) показывают, как лает собачка.) Рассердился котенок, выгнул спину дугой и сердито замяукал мяу-мяу (воспитатель произносит звукоподражание с соответствующей интонацией) — не мешай мне спать. Как сердился котенок? (Дети показывают.) Испугалась Жучка котенка и убежала» (картинку убирают). Потом воспитатель еще раз воспроизводит звукоподражание мяу-мяу с различной интонацией (жалобно, радостно, сердито) и предлагает детям на слух определить, когда котенок мяукает жалобно, когда радостно, когда сердито. Педагог следит, чтобы дети правильно определяли на слух интонацию, и добивается, чтобы они научились воспроизводить звукоподражание с различной интонацией.
Интересные слова
Цель. Дать детям представление о многозначности слова; поупражнять в четкомпроизношении слов. Наглядный материал. Авторучка, кукла, сумка, чашка, чайник. Ход игры:Воспитатель показывает детям авторучку и спрашивает: «Что это?» — «Ручка»,— отвечают дети. «Правильно,— говорит воспитатель.— У меня рука, а у куклы рука маленькая (показывает). Как мы назовем маленькую руку у куклы?» — «Ручка»,— говорят дети. «Да, маленькая рука тоже ручка». Затем он показывает сумку (корзинку) и обращает внимание детей на то, что у сумки тоже есть ручка. «А когда мы открываем и закрываем дверь, за что мы беремся?» — спрашивает он снова. «За ручку».— «А кто мне скажет, У каких предметов еще есть ручки?» Дети вспоминают. В конце занятия воспитатель обращает внимание детей на то, как много разных предметов имеют ручки, и все ручки разные, но все их называют одним словом ручка. Затем педагог говорит, что одним и тем же словом могут называться и разные предметы например лук, который едят, лук, из которого стреляют.
Что делает?
Цель.Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному. Наглядный материал.Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д. Ход игры:Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.
Что неверно?
Цель:Развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста Ход игры:Предварительно воспитатель разъясняет значение отдельных слов: комбайн, косари. Детям дважды читают стихотворение «Верно ли это?» и предлагают найти несоответствие в некоторых фразах. Это верно или нет, Что, как сажа, черен снег? Сахар — горек, Уголь — бел, Ну а трус, как заяц, смел? Что комбайн не жнет пшеницы? Что в упряжке ходят птицы? Что летать умеет рак, А медведь — плясать мастак? Что растут на вербе груши? Что киты живут на суше? Что с зари и до зари Сосны валят косари? Ну, а белки любят шишки, А лентяи любят труд... А девчонки и мальчишки В рот пирожных не берут?
Клички животных
Цель:Развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста Ход игры:Воспитатель предварительно обсуждает с детьми, какие клички можно дать кошке, собаке, курам, коровам, козлу. Объясняет, что курицу можно назвать «Хохлаткой». Затем предлагает детям послушать стихотворение, а потом сказать, правильно ли названы клички животных. А еще была у них Курица Буренка. А еще у них была Собачонка Мурка, А еще — два козла — Сивка да Бурка! (Ю. Черных) Если дети затрудняются найти все несоответствия, имеющиеся в стихотворении, то воспитатель задает вопросы: «Можно кошку назвать Жучкой? Кого можно так называть? Можно курицу назвать Буренкой?» И т. д.
Сколько слов?
Цель: Развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста Ход игры:Воспитатель произносит одно слово с каким-нибудь из отрабатываемых звуков. Например, при закреплении звука ш называет слово мишка и спрашивает: «Сколько слов я назвала? Есть в этом слове звук ш или нет?» После ответов воспитатель предлагает детям подобрать по одному слову, в котором был бы звук ш, затем слова, в которых этого звука нет. (5—6 ответов.) Потом педагог произносит фразу, состоящую из двух слов «Мишка спит», и спрашивает: «А сейчас сколько слов я произнесла? Назовите слово, в котором есть звук ш; слово, вкотором нет этого звука». После того как дети ответят, какое первое слово (мишка), какое — второе (спит), воспитатель предлагает им назвать фразу, состоящую из двух таких слов, чтобы в названии одного из них обязательно был бы заданный звук. Ребенок, придумавший фразу, называет первое слово, потом второе и указывает, в каком из них есть заданный звук. Если дети легко справляются с данным заданием, то воспитатель предлагает им называть фразы состоящие из трех и более слов. Сначала слова называются по порядку, а потом только те, которые включают заданный звук. Например, ребенок называет фразу: «Едет зеленая машина», перечисляет по порядку слова: едет, зеленая, машина, затем указывает слово, в котором есть звук ш (машина). В последующих занятиях воспитатель в игровой форме предлагает детям выделять из фраз несколько слов с заданным звуком с указанием количества и порядка слов в предложении (фразы даются без предлогов и союзов). Например, в предложении «Мама купила Тане плюшевого мишку» дети называют сначала слова, в которых есть звук ш (плюшевого, мишку), затем определяют количество слов в данной фразе, их последовательность. Воспитатель следит, чтобы дети правильно выделяли слова с заданным звуком, четко произносили отрабатываемые звуки, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях.
Кто лучше слушает?
Цель:Развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста Ход игры: Вариант 1 Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу, боком ко всей группе, и говорит: «Сейчас поиграем в игру на внимательность. Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук?.. А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Какой звук?..» Еще раз предлагает детям сказать, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5— со звуком ш, 5— со звуком ж и 5— где нет этих звуков). Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша. Все следят за тем, правильно ли вызванные ребята выполняют задание. Если кто-то из них допустил ошибку, воспитатель предлагает остальным детям исправить ее, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце занятия дети называют ребенка, который был более внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.
Вариант 2 Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой — со звуком ж. Предлагает группе назвать слова, в которых есть звук ш или ж. В конце занятия дети определяют победителя.
Вариант 3 Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному — со звуком ш, другому — со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки.
Придумай необычные слова
Цель:Развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста Ход игры:Воспитатель читает детям стихотворение И. Токмаковой «Плим» и говорит: «Мальчик придумал смешное слово плим, которое ничего не обозначает. А вы можете придумать такие слова, которые тоже бы ничего не обозначали? (3—4 ответа.) Затем педагог напоминает детям, что на предыдущих занятиях они подбирали разные слова — названия игрушек, предметов — со звуками с и ш, з и ж, ш и ж. «А сейчас придумайте такие смешные слова, как слово плим, но со звуками ч и щ». Дети придумывают слова сначала со звуком ч, потом со звуком щ. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети выделяли эти звуки в словах голосом, произносили их отчетливо и ясно.
Каждому предмету свое место
Цель:Развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста Наглядный материал. В зависимости от того, какая пара звуков отрабатывается, подбираются предметные картинки. Например, для работы по дифференциации звуков ц и ч нужен такой набор: цветок, цыпленок, курица, яйцо, пуговица, кольцо, цапля, птенец,- чашка, очки, ключи, удочка, ручка, бабочка, ключ, часы и т. д. Желательно, чтобы предметы, изображенные на картинках, не повторялись. Ход игры:Воспитатель раздает детям по одной картинке и предлагает внимательно рассмотреть, что на них изображено. Затем показывает картинку с изображением, например, цветка и спрашивает: «В данном слове какой звук: ц или ч?» После 2—3 правильных ответов воспитатель ставит картинку на фланелеграф слева. Потом показывает вторую картинку с изображением, например, чайника и спрашивает: «В слове чайник какой звук: ц или ч?» Картинка с предметом на звук ч ставится на фланелеграф справа. После этого предлагает детям внимательно посмотреть на свои картинки и определить, в названии каких предметов есть звук ц, в каких ч. Затем по очереди вызывает ребят, и они аналогично действиям педагога прикрепляют свои картинки на фланелеграф слева (если в названии предмета есть звук ц) или справа (если есть звук ч). Неправильные ответы разбираются всей группой. Ребенку, допустившему ошибку, предлагают подобрать несколько слов на заданный звук. В конце занятия дети перечисляют сначала все предметы, игрушки, животных, в названии которых есть звук ц, затем — со звуком ч, выделяя голосом эти звуки. Чаще вызываются дети, которые недостаточно четко дифференцируют эти звуки.
Отгадай, что это?
Цель:Развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста Наглядный материал. Фланелеграф, красиво оформленная коробка с набором картинок, предназначенных для закрепления или дифференциации звуков. Например, при закреплении звука с набор картинок должен быть следующим: санки, сумка, лиса, автобус и пр.; при закреплении звука ш: шашки, машина, кошка, мишка и пр. Этот же набор используется и для дифференциации звуков с и ш. Ход игры: Педагог обращается к детям: «На Новый год Дед Мороз прислал много интересных предметов и игрушек. Они изображены на картинках, которые лежат в этой красивой коробке (показывает коробку). Дед Мороз просил не показывать их вам до тех пор, пока вы сами не отгадаете, что на них изображено. А отгадывать вы будете так. Один из вас подойдет ко мне (вызывает одного ребенка) и, не называя игрушки (или предмета), изображенной на этой картинке (дает ее ребенку), расскажет нам о ней все, что знает». Ребенок описывает изображение. Например, если на картинке нарисована машина, то ребенок говорит: «Эта игрушка состоит из кузова и четырех колес. На ней можно возить разные предметы. Что это?» Сначала воспитатель помогает детям описывать игрушки и предметы, постепенно приучая их к составлению самостоятельных рассказов. Дети отгадывают, что это за игрушка. Четко называют ее, определяют, есть ли в данном слове отрабатываемый звук, выделяют его голосом: машшшина. В конце занятия дети перечисляют все игрушки и предметы, которые Дед Мороз подарил им на Новый год. Для отгадывания, предметов и игрушек можно использовать вместо их описания загадки, которые заранее заучиваются с детьми.
Слова могут звучать громко и тихо
Цель:Развивать голосовой аппарат и peчевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью Ход игры:Воспитатель громко произносит слово машина и спрашивает детей, как оно произнесено — тихо или громко. Затем повторяет это слово вполголоса и снова просит детей ответить: «А сейчас это слово я произнесла так же громко, как в первый раз или нет?» Дети отвечают, что слово произнесено тихо. В третий раз слово машина воспитатель произносит шепотом. Предлагает детям определить, как произнесено слово на этот раз. Воспитатель еще раз подчеркивает, что слово можно произнести с различной громкостью: шепотом, тихо (вполголоса) и громко. Предлагает детям самим подобрать какое-нибудь слово (желательно на отрабатываемый звук) и произнести его с различной громкостью: сначала шепотом, потом тихо и громко (слова произносятся отчетливо с выделением голосом отрабатываемого звука).
Вариант 2 Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при закреплении звука л или при дифференциации звуков л — ль можно использовать такую фразу: В уголок Аленка села, У Аленки много дела. Воспитатель предлагает 3—4 детям произнести чистоговорку сначала шепотом или тихо, т. е. так, чтобы не мешать Аленке заниматься своим делом, затем произнести ее громче обычного: как бы рассказать, всей группе о том, чем занимается Аленка. В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки.
Какой звук есть во всех словах?
Цель:Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук. Ход игры:Воспитатель произносит 3—4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь — и спрашивает: «Какой звук есть во всех этих словах?» Дети называют: «Звук ,ш». Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи — ж; чайник, ключ, очки — ч; щетка, ящик, щавель —щ; коса, усы, нос — с; селедка, Сима, лось — сь; коза, замок зуб — з; зима, зеркало, вазелин — зь; цветок, яйцо, курица — ц; лодка, стул, лампа — л; липа, лес, соль — ль. Воспитатель следит, чтобы дети четко произносили звуки правильно называли твердые и мягкие согласные.
Волшебный замок
Цель:По 10 марта 2019 в 20:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.