Рафикова Ляйсан Рафиковна

Программа организации дополнительной образовательной деятельности «Умелые ручки»

Пояснительная записка

 

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Этому я хочу научить детей своей группы «Цветик - семицветик». Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.

В ходе творческой работы детей учим наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

 

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.

Дети, также, овладевают различными приемами действия с бумагой, тканью, природным материалом, тестом; получают навыки сгибания, склеивания, лепки. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Способствует развитию мелкой моторики – согласованности в работе руки и глаза. Формируются начальные формы волевого управления поведением.

     

Актуальность. Цель. Задачи.

 

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями.

И наша задача - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.

Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Цель

1. Развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук

3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Задачи

1. Сформировать у детей интерес к видам труда.

2. Познакомить со свойствами материалов.

3. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.

4. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

5. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.

6. Способствовать развитию конструктивной деятельности.

7. Развивать твёрдость рук, технические навыки.

8. Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.

 

Формы работы. Сроки реализации. Режим проведения. Ожидаемые результаты. Формы проведения итогов реализации программы.

Формы работы.

 

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

Сроки реализации: с 1 октября 2018г. по 31 мая 2019 года

Режим проведения: одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20 минут предназначена для работы с детьми 4 – 5 лет.

В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

 

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

• Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;

• Освоят навыки работы с ножницами и клеем;

• Научатся некоторым приемам преобразования материалов;

• Разовьют мелкую моторику рук.

 

Формы проведения итогов реализации программы:

• выставки детских работ в детском саду;

• дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам)

 

Принципы построения программы

 

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3. Научность.

4. Доступность.

5. Системность знаний.

6. Воспитывающая и развивающая среда.

7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

8. Активность и самостоятельность.

9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

 

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

• Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

• Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Октябрь.

 

1. Тема: «Осенний листочек».

Задачи:

- Продолжать закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне).

- Развивать речь детей, мелкую моторику рук, внимание и наблюдательность,

- Воспитывать интерес к окружающему миру, к изменениям в окружающей природе с приходом осени.

Предварительная работа: Наблюдение за изменениями, происходящими в природе, рассматривание иллюстраций, чтение стихов про осень, разгадывание загадок про осень.

Оборудование: Иллюстрация осеннего листа, пластилин (желтого, красного, зеленого, оранжевого цветов, лист А4 с нарисованным осенним листом, доски для лепки.

Словарная работа: золотая осень, листопад, осенние краски.

Ход работы:

Воспитатель: Ребята давайте подойдем к окну и посмотрим на деревья. Как вы думаете, почему деревья такие красивые? (Ответы детей).

Воспитатель: Какие времена года вы знаете?

Дети: Осень, зима, весна, лето.

Воспитатель: Что происходит с деревьями в разное время года? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, зимой нет листочков, весной на дереве появляются зелёные листочки, летом дерево зелёное-в листочках, осенью листья меняютцвет, становятся желтыми, красными и коричневыми, и дерево начинает готовиться к зиме – сбрасывать листву.

Наблюдение за деревьями, чтение стихотворения.

Воспитатель: Ребята давайте послушаем стихотворение об осени.

Осень (М. Ивенсен)

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают -

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибом.

Дидактическая игра «Найди осеннее дерево»

Воспитатель показывает детям картинки с изображением деревьев в разное время года:Ребята, когда я буду показывать вам картинку с осенним деревом, вы хлопаете в ладошки.

Физминутка "Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние (садятся на корточки,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели (летают по комнате).

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели (вновь тихо садятся).

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял (поднимаются, кружатся).

Повертел их, покружил.

И на землю опустил (снова садятся).

Воспитатель: Давайте подойдем к своим местам, у вас на белой бумаге изображен лист, как вы думаете, что мы сегодня будем делать. (Ответы детей).

Воспитатель: Возьмите пластилин, отщипите небольшой кусочек, нанесите его на листочек, а затем указательным пальцем, надавливая на пластилин размажьте, таким образом у нас получится цветной листочек. Мы будем отщипывать желтый, красный, оранжевый,коричневый цвета. И у нас получится красивый осенний листочек.

Дети с воспитателем вспоминают правила работы.

Дети выполняют работу, воспитатель по мере необходимости помогает.

Итог занятия- выставка работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тема: «Осенний лес»

Задачи:

Обучающие:

Продолжить знакомить детей с сезонными изменениями природы: признаки осени;

Учить детей видеть красоту осенней природы;

Учить аккуратно, старательно наклеивать и последовательно выкладывать готовые

детали - листья, на заданную плоскость листа;

Развивающие:

Развивать интерес к наблюдению и рассматриванию осенних деревьев и их листьев;

Развивать воображение, эстетическое восприятие, мелкую моторику рук, положительные эмоции при выполнении работы, умение радоваться за результат;

Воспитывающие:

Воспитывать отзывчивость и доброту к сверстникам;

Воспитывать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству;

Словарная работа: Ввести в активный словарь словосочетание «осенний лес».

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций на тему: «Осень»: И. Левитан «Золотая осень; Чтение стихов, сказок, потешек об осенней поре: А. С. Пушкин «Унылая пора!Очей очарованье!»; Слушание музыки, песен об осени: А. Вивальди «Времена года – осень»;

Ход занятия:

Вступительная часть:

Дети с воспитателем садятся в круг на ковер

Воспитатель: «Ребята, послушайте стихотворение»

«Осень» М. Ходякова

Если на деревьях

Листья пожелтели,

Если в край далекий

Птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года

Осенью зовется

Воспитатель

(Сюрпризный момент)

Ребята, к нам в гости пришел лесной житель, медвежонок.

Воспитатель: Ребята, что мы должны сказать, когда к нам пришел гость?

(Театрализация, игра логоритмика с медведем под музыку). Музыка и слова Л. Олифировой. Ход игры: Дети:

По тропинке, по дорожке

Мы к берлоге подойдем,

Все похлопаем в ладошки

И немного подождем.

Медведь:

Кто здесь хлопал?

Кто здесь топал?

Дети:

Нет, не я. Нет, не я.

Медведь:

Ты здесь хлопал,

Ты здесь топал?

Догоню вас я!

Мишка поет, поднимая руки вверх, и в конце игры догоняет детей.

Основная часть: Дети подходят к мольберту рассматривать образец работы.

Воспитатель: Что изображено на картине? Каким цветом бывают листочки осенью? Как вы думаете, чем похожи листочки с дерева в парке, на те, что были на картине? Кто живет в осеннем саду? А в лесу?

Физкультминутка:

Мы, листики осенние, на веточках сидели (дети сидят на корточках)

Дунул ветер - полетели (бегут по кругу)

Полетели, полетели и на землю сели. (присели на корточки)

Ветер снова набежал и листочки все поднял, (кружатся)

Повертел их, покрутил и на землю опустил. (садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, а давайте тоже с вами сделаем такую картину, все вместе и украсим ей группу!

Самостоятельная работа:

(Воспитатель с подгруппой детей садится за стол)

Воспитатель: Ребята, перед вами лежит лист картона. Какого он цвета? Теперь нам нужно нарисовать ствол деревьева. А листочки делать будем не обычным способом - обрыванием бумаги, ведь бумагу можно не только резать, но и рвать. Приступаем к выполнению композиции. Правильно возьмите в руку кисточку, мокните в клей и, берем листик, намазываем его клеем, приклеиваем его на кончики веточек. Так каждый листик, примакиваем салфеткой. Итог занятия. Включаем музыку легким фоном А. Вивальди «Осень»

Дети стоят в круге, рассказывают о своей коллективной работе, оформляем стенд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тема: «Грибок»

Задачи:

-Познакомить детей с нетрадиционным способом выполнения аппликации.

-Развивать мелкую моторику рук. Активизировать речь детей, расширять словарный запас.

-Воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность и аккуратность.

Предварительная работа: Познакомить детей с грибами: строение, где растут, чем отличаются ядовитые от съедобных.

Ход работы:

Занятие начинается с игры «Поиск по запискам»

Заранее продумать цепочку из предметов, находящихся в группе. Предметы не должны пересекаться. Конечный пункт - место где лежит подарок (самое удаленное, или высокое). В записках написана либо загадка, либо стихотворение. По этим запискам дети находят сюрприз.

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто-то к нам принес конверт, интересно, что в нем (открывает) – да здесь какая-то загадка:

Вот волшебное стекло

Показало нам оно

Бантик, рыжие веснушки,

Ямки на щеках девчушки.

Что в руках Иринки –

Увидишь на картинке… (зеркало).

Подходят к зеркалу, там следующий конверт.

Я все знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться… (книга).

Идут к книжному уголку, на полке с книгами очередной конверт.

На кровати спит лентяйка.

Кто она, ты угадай-ка!

Спереди и сзади брюшко.

Это мягкая (подушка).

Идут к детской кроватке, из -под подушки достают очередной конверт.

Зимой заклеено оно,

а летом открывается.

Оно кончается на «О».

И так же начинается… (окно)

Подходят к окну.

В нашей группе на окне

Во зеленой, во стране,

В расписных горшочках

Подросли… (цветочки).

Дети вместе с воспитателем подходят к уголку комнатных растений. В цветах спрятана коробка. Воспитатель, пытаясь раскрыть ее, переворачивает, и по полу рассыпаются грибы и шишки (часть из них заранее разложена в уголке природы). Играют в игру «Кто скорее соберет!» Ребята делятся на две команды, собирают в одну корзину грибы, в другую - шишки.

Воспитатель: Вы собирали с родителями грибы? Какие грибы вы знаете? А у меня есть еще один гриб, он не совсем обычный (показывает аппликацию).

Как вы думаете, из чего сделан мой гриб? Какая крупа наклеена? Вам нравится съедобная картинка? Давайте попробуем сделать. Дети рассаживаются за столы.

1. У каждого ребенка на столе лист с картинкой.

2. Намазываем клеем шляпки грибов. Какого цвета шляпка? Какая крупа больше подойдет?

3. Внизу шляпки у боровиков бывают светлыми, желтыми. Какая крупа лучше всего подходит?

4. Ножки у грибов всегда светленькие. Посыпаем манкой.

5. Дождемся, когда аппликация высохнет. Стряхните излишки круп.

Физкультминутка:

Гриша шел, шел, шел

Ходьба на месте

Белый гриб нашел

Хлопки в ладоши

Раз грибок,

Наклон к правой ноге

Два грибок

Наклон к левой ноге

Три грибок

Наклон вперед

Положил их в кузовок

Ходьба на месте

6. Травку мы тоже засыпаем манкой. Но оставлять белой ее нельзя. Как сделать травку зеленой? Правильно, покрасим травку гуашью.

Итог: Рассматривание аппликаций. Как вы думаете, какие еще красивые аппликации можно сделать с помощью крупы, а что еще можно использовать для изготовления работ? Воспитатель показывает детям разные варианты аппликаций: из засушенных листьев, нарезанных ниток, комочков бумаги и другие. Договаривается с детьми, что в следующий раз они попробуют выполнить понравившуюся детям аппликацию. Готовые работы располагают на выставке для показа родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Тема: «Солнышко ясное»

Задачи:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

· Развивать у детей умение конструировать поделку из картона, бумаги и шерстяных ниток.

· Совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества.

· Воспитывать усидчивость,  желание мастерить, умение  доводить  начатое дело до конца, аккуратность в работе.

Предварительная работа:

· Чтение и рассматривание книг и иллюстраций о Солнце.

· Рисование «Светит Солнышко в окошко».

· Лепка «Солнышко играет лучиками».

· Разучивание стихов, потешек,  пальчиковых игр.

Ход работы:

1.Организационный момент.

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это……(солнце)!

Сюрпризный момент.

В комнату «вплывает» солнышко-игрушка. Дети здороваются с солнышком, рассматривают его.

Психогимнастика .

- Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. Прикоснитесь к своим щекам. Что вы почувствовали? Вы видите, что солнце золотое. Как еще можно сказать о солнышке, какое оно, с чем его можно сравнить? (Ответы детей). Давайте поиграем с солнышком. 

 

Пальчиковая гимнастика "Солнышко"

 

Солнышко, солнышко  погуляй у речки

(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко, разбросай колечки.

(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,  золоченые возьмем.

(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем

(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.

(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

 

2. Основная часть.

Утро красное пришло.  Солнце ясное взошло.

Стали лучики светить. Малых деток веселить.

Прилетели тучки. Спрятались лучики.  (Солнышко прячется за тучку).

Наше золотистое солнышко спряталось за тучку. И всем сразу стало грустно. Давайте поможем нашему солнышку, сделаем  для него маленьких друзей -   солнечных зайчиков. Они помогут прогнать серые тучи и вернуть наше Солнышко.

Дети рассаживаются за столы.

- Какую форму имеет Солнышко?

-  Круглую.

- На что похожи лучики у Солнышка?

- На палочки, на пальчики, на полосочки.

- Из чего были сделаны лучики у Солнышка?

- Из шерстяных ниток.

- На тарелочках у вас лежат круглые заготовки оранжевого цвета, по краю заготовок проделаны дырочки. Сейчас я покажу вам, как можно из шерстяных ниток сделать лучики.

Проводится показ приёма  протягивания нитки  сквозь дырочки и закрепления способом – петелька.

(Дети протягивают нитки сквозь дырочки и закрепляют их способом  - петелька).

 

Динамическая пауза  «Солнце и дождик».

Солнце по небу катилось и за тучку закатилось. А из тучки может пойти дождик. Ребята, мы сейчас с вами  поиграем в игру. Если я скажу: «Дождик!» — бегите ко мне прятаться под зонтик. (Показываю детям зонт.) Если скажу: «Солнышко!» — отправляйтесь гулять.

Когда дети сидят под зонтом, проговариваем потешку, после которой сразу появится солнышко:

Дождик, дождик, Полно лить, Малых детушек мочить! (Игра повторяется 3 раза).

Дети рассаживаются за столы.

- А сейчас давайте сделаем нашим солнечным зайчикам  личико. Пусть улыбаются вместе с нами.

(Дети приклеивают на заготовку  глаза, нос, рот).

- Какие замечательные солнечные зайчики у вас получились. Радостные, тёплые, добрые.

Дети берут солнечных зайчиков в руки, подходят к тучке скрывшей солнышко, раскладывают их на маленький стол.

- Ребята, давайте позовем наше  Солнышко, прогоним тучку.

 

Физкультминутка «Солнышко».

 

Солнышко, ведрышко!

Призывно машут руками.

Выгляни в окошечко!        

Одна рука над головой, другая под подбородком — изображают окно.

Твои детки плачут,

Делают вид, что плачут.

По камушкам скачут.      

Подпрыгивают.

Солнышко, солнышко, посвети,

Кисти рук поднять вверх, напряженные пальчики

Лучики, солнышко, распусти!

Широко развести  руки в стороны.

 

3. Итог занятия.

Из-за тучки появляется Солнышко, радуется маленьким друзьям, рассматривает их и благодарит детей за помощь и за маленьких  друзей – солнечных зайчиков.  Солнышко предлагает детям сделать самомассаж.

 

Самомассаж  «Солнышко проснулось».

 

Солнышко проснулось,    лобика коснулось.

Лучиками провело  и погладило.

дети проводят руками по лбу

Солнышко проснулось,   щечек коснулось

Лучиками провело  и погладило.

проводят руками по щекам

Солнце личико согрело,   потеплело, потеплело.          

Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись!

проводят руками по щекам, подбородку.

Солнышко прощается с детьми и дарит на память  коробку красок  в форме «Солнышка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

1. Тема: «Облако»

Задачи:

-Учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы или явления. Продолжать освоение обрывной техники аппликации.

-Развивать воображение, внимание и наблюдательность. Координировать движение глаз и рук.

-Воспитывать интерес к познанию природы, чуство юмора.

Предварительная работа. Наблюдения за облаками во время прогулок и экскурсий. Дидактическая игра «на что похожи облака?»

Ход работы:

БЕСЕДА. Бегут по небу разные зверюшки:

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.

Загадка. Без крыльев летят, без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

Предложить детям посмотреть на небо, что вы видите? Какие сегодня облака? На что похожи сегодняшние облака?

Вытканы из кружев

Птицы_облака.

Может, это сказка

Мчится сквозь века?

Исследовательская деятельность. Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы. Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Пальчиковая гимнастика «Высоко в небе»«Облака».

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям облака на репродукциях картин пейзажистов (И. К. Айвазовского, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, журнальных иллюстрациях, плакатах, фотографиях и проводит, но содержательную беседу о небе и облаках. Уточняет представление о том, что именно облака переносят воду; в тёплое время года- в виде дождя, а в холодное время- в виде снега или града. Расказывает, что облака имеют разные очертания. Учёные различают такие виды, как кучевые, перистые и слоистые облака. Кучевые похожи на кучи ваты, перистые- на пёрышки, а слоистые- на кондитерские изделия из слоёного теста. Художники и поэты любят сравнивать облака с разными животными, растениями, зданиями, сказочными существами (Воспитатель обращается к опыту детей, полученному во время наблюдений за облаками). Каждое облако неповторимо по своим очертаниям, к тому же облака всё время меняются, могут даже совсем «растаять». И ещё интересная особенность- если на одно и то же облако посмотрят разные люди, они увидят его по-разному: один вспомнит верблюда, второй-горы, третий-лес.

Воспитатель предлагает детям послушать шуточное стихотворение В. Шипуновой «Облако поймали».

Воспитатель берёт лист бумаги белого цвета, быстро обрывает его в форме облака, комментируя: «Это облако, которое поймали в озере рыбаки». Затем разрывает на кусочки: «А потом пилили, а потом рубили…» Поднимает поочерёдно два-три кусочка и просит детей подсказать, на что или на кого это похоже.

Затем обращает внимание детей на подготовленные на столах художественные материалы и предлагает создать красивые картины с «живыми» облаками, т. е. похожими на кого-то или что-то: из белой бумаги сделать облако (пальчиками, без ножниц) и приклеить на лист бумаги голубого цвета- небо.

Дети приступают к выполнению творческой задачи и продолжают освоение обрывной техники аппликации. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Педагог помогает определиться с замыслами, тихо (на ушко) спрашивает, кого (или что) напоминает облако. Подсказывает, что «живое» облако может быть как цельным, так и составленным из кусочков. Тем детям, которые захотели показать облако, утонувшее в озере (по сюжету прочитанной небылицы, или отражающее в нём, воспитатель советует придать озеру форму водоёма- оборвать или общипать лист бумаги голубого цвета так, чтобы получился овал. В конце занятия проводится экспресс-выставка, дети рассказывают друг другу о своих облаках. Оформление выставки для родителей «Живые» облака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тема: «Цветочек»

Задачи:

1.Формировать умение создавать композицию в форме цветка;

2.Закреплять умения вырезывать кружочки из квадрата срезая уголки с закруглением; закреплять полученные умения и навыки наклеивания , пользования клеем, салфетками.

3.Воспитывать чувство цвета, желание принести радость своим близким.

Предварительная работа: Беседы на темы «Какие цветы подарили маме», рассматривание предметных картинок с цветами, выясняя строение цветов (форма цветка, лепестки, стебель, листья).

Ход работы: 

1.Вступительная беседа

Воспитатель: Ребята, какой праздник был у нас в саду? Кого поздравляли?

Какие подарки дарили мамам, женщинам?

А как вы дома поздравили мам и бабушек с папой?

Какие цветы дарили мам?

(Ответы детей)

Воспитатель: Все женщины любят цветы получать в подарок, а многие любят их выращивать, ухаживать за цветами. В природе существует очень много разнообразных цветов. Давайте полюбуемся ими.

2.Просмотр картин «Цветы»

3.А хотите сами для мамы сделать красивый цветок?

Посмотрите какой можно вырезать и наклеить цветок из цветной бумаги

Рассматривание образца.

Воспитатель: Из каких частей состоит цветок?  (цветок из лепестков, стебель, нарисованный фломастером, листочек)

Какую форму имеют лепестки? листок?( ответы)

Воспитатель: давайте вспомним, как вырезать из квадратиков кружочек (показ воспитателя)

Показ вырезывания детьми (1-2 человека)

Воспитатель: Вырезав, все детали цветка вы составите свой цветок, а потом аккуратно наклеите. Не забывайте, о правилах работы с ножницами.

4.Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы».

Перед работой разомнем свои пальчики.

Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки (пальцы медленно раскрываются)

Ветерок чуть дышит (производятся плавные покачивания кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (пальцы медленно закрываются)

Тихо засыпают,

Головой качают (производятся покачивания головой цветка)

5.Практическая деятельность детей (выполнение аппликации «Красивый цветок»;

Индивидуальная помощь.

6.Рефлексия.

Воспитатель:  Молодцы ребята, очень красиво у вас получилось, мамы очень будут рады вашим подаркам.

(Работы вывешиваются на доске)

А какие работы вам понравились? Почему?

(Дети указывают понравившуюся работу, объясняют почему понравилась)

Воспитатель:  Молодцы! Занятие окончено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тема: «Яблоко»

Задачи:

-Продолжать учить ребенка правильно держать в руке кисточку; рисовать небольшие по размеру круги; располагать круги равномерно на ветках дерева.

-Закрепить умение правильного закрашивания круга.

-Формировать интерес к рисованию.

Ход занятия:

Дети сидят на стульях полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках мешочек. Вам интересно, что в нем лежит? Откроется он только если вы отгадаете загадку:

Круглое, румяное,

Оно растет на ветке.

Любят его взрослые

И маленькие детки.

Ответ детей: Яблоко

Воспитатель: Сейчас я открою мешочек и посмотрим, правильно ли вы отгадали.

(Открываю мешок, достаю яблоко)

Воспитатель: Ребята, что это?

Ответ детей: Яблоко!

Воспитатель: Вот молодцы! Правильно загадку отгадали! Давайте посмотрим, какого оно цвета?

Ответ детей: Красное

Воспитатель: А это?

Ответ детей: Желтое

Воспитатель: Правильно! Яблоки, ребята, это фрукты. Они очень вкусные. Они бывают сладкие и кислые, сочные, ароматные. Ребята, а где растут яблоки?

Ответ детей: на дереве

Воспитатель: А как это дерево называется?

Ответ детей: яблоня

(Показываю детям образец)

Воспитатель: Посмотрите, яблоки круглые, большие и маленькие. Некоторые висят вверху, на ветках, а некоторые упали — лежат внизу, на земле.

Ой, а на этой яблоньке нет яблок. Давайте их нарисуем?

Посмотрите, как это нужно сделать:

Я макаю кисточку в красную краску всем ворсом, лишнюю краску вытираю о край баночки и начинаю рисовать кружочки: большой- это будет большое яблоко, и маленький — это будет маленькое яблоко. Теперь рисуем желтое яблоко, но вначале, нам нужно вымыть кисточку и вытереть ее о салфетку. Набираю краску и рисую желтые яблочки. Понравились мои яблоки?

Ответ детей: да

Воспитатель: Проходите, присаживайтесь за столы. Я вам раздам листики с яблонями и на них вы нарисуете свои яблочки.

Возьмите в руки кисточки. Кисточку нужно держать тремя пальчиками: большой и средний — держат кисточку, а указательный — сверху.

Покажите, как вы все умеете правильно держать кисточку.

Давайте нарисуем наши яблочки в воздухе, большое и маленькое, вверху и внизу.

Теперь можете приступать к своим работам.

(Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа с детьми. Рассматривание детских работ. Анализ выполнения работы. Поощрение)

Воспитатель: молодцы ребята! Какие красивые получились яблони! А какие на них выросли яблоки: красные, желтые!

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко вкусное, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю. (Я. Аким)

Теперь мы положим наши деревья на окошко, сушиться. Пусть солнышко смотрит на них и любуется.

Наше занятие окончено. Все ребята с заданием справились. Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Тема: «Печенье»

Задачи: 1. Познакомить с процессом изготовления печенья:

а) замешиваь тесто

б) разделовать тесто

в) формировка теста

Предварительная работа: целевые посещения кухни детского сада.

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в булочную».

Беседы о хлебе, продуктах питания, рассматривание иллюстраций.

Ход работы:

Дети садятся на стульчики, перед ними на столе стоят хлебо-булочные изделия.

Вбегает Буратино. Никого не замечает, подбегает к столу.

-Что здесь наставили (пробует макароны).

-Фу, как невкусно, я люблю что-нибудь сладкое, а здесь непонятно что. (Небрежно берет со стола то одно изделие, то другое).

-Буратино, ты, наверно, не знаешь куда попал?

- Нет!

-Ты же пришел к ребятам в детский сад. Посмотри вокруг, к нам пришли гости, ты хотя бы со всеми поздоровался.

- Здравствуйте гости, здравствуйте ребята. А что это у вас?

-Буратино, если тебе все интересно садись с ребятами и они тебе все расскажут.

-Ребята, давайте расскажем Буратино, что стоит у нас на столе.

Ответы детей:

Булки, пирожки, сухари, сушки, пряники, батон. А все это можно как назвать?

-Хлебо - булочные изделия (мучные продукты)

-А кто знает из чего выпекают все эти изделия?

Ответы детей:

-Правильно, из муки приготовили специальное тесто.

Сейчас мы с вами будем готовить такое тесто; я вам покажу как надо замесить тесто, а вы будете мне подсказывать, что надо взять для того, чтобы получилось тесто.

Замешиваю тесто, дети подсказывают: мука, масло, яйца, сахар, чуть-чуть соды. Все это хорошо перемешать и тесто готово. (пусть постоит).

А теперь подойдите все к своим рабочим местам. (все приготовлено заранее). Посмотрите внимательно, что лежит у вас на столе. Дети называют, если дети затрудняются –помогаю назвать.

Сегодня мы будем с вами учиться делать печенье. Сейчас я вам покажу, как надо это делать.

Возьмем немного муки и насыпем на разделочную доску. Как вы думаете для чего это?

-Правильно, чтобы тесто не прилипало к доске.

Затем возьмем ножик, отрежем кусочек теста, положим на доску и раскатаем скалкой. Возьмем формочку, положим на тесто, немного нажмем и получится заготовка печенья.

-Ребята, а как вы думаете это печенье уже можно кушать(Ответы детей).

-Нет, это печенье еще не готово.

-А что надо сделать, чтобы приготовить печенье(Ответы детей).

-Правильно, печенье надо выпекать в духовке, а для этого его надо положить на противень, а затем поставить в духовку.

Можно приступать к работе. (Звучит тихая спокойная музыка).

В ходе занятия помогаю детям советом, иногда показываю как делать. Дети формируют печенье и кладут на противень.

-Вот какие молодцы, сколько много печенья мы приготовили.

-Ребята, но как вы думаете, что теперь надо сделать с этим печеньем.

Ответы детей…

-Правильно, надо отнести на кухню и поставить в духовку. Наши повара помогут испечь печенье. И когда оно будет готово, мы будем пить чай.

А теперь давайте вспомним, что сегодня делали? -Пекли печенье.

Из чего мы пекли печенье?- Из теста.

Из чего готовили тесто? – Из муки, сахара, соли, соды.

Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали и я думаю, что у нас получилось вкусное печенье.

А ты, Буратино, научился выпекать печенье. Тогда давай оставайся с нами пить чай с вкусным печеньем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

1. Тема: «Снежинка»

Задачи:

1. Обучать детей и родителей приемам работы с различными материалами.

2. Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческие способности.

3. Воспитывать коммуникативные способности во взаимодействии детей и родителей.

Ход работы:

Ребята, послушайте загадки. В ответе на одну из них кроется то, что мы сегодня будем делать с родителями вместе.

На деревья, на кусты

С неба падают цветы -

Белые, пушистые,

Только не душистые.

(Снег)

Звёздочки - пушинки

С неба упали

И не пропали.

Стали серебриться!

Эй, кому не спится?

Выходи во двор.

Там сверкающий ковёр.

(Снежинки)

Снежинки - прекрасное явление природы. Они прекрасны, разнообразны, ажурные. Невозможно найти двух одинаковых снежинок. Жаль, что попав в тепло, они мгновенно тают, исчезают. Однако можно сохранить их красоту и нежность.

Все мы помним, с какой радостью и интересом в детстве вырезали ажурные снежинки перед новогодними праздниками. Мы же предлагаем вам сделать красивые, ажурные снежинки из макарон своими руками. Ведь то, что сделано своими руками всегда особенное.

Тихо падают снежинки

Удивительной красы.

Все резные, расписные,

Просто глаз не отвести.

И откуда это чудо,

Кто его нам подарил?

Может быть, волшебн

10 марта 2019 в 20:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.