Рафикова Ляйсан Рафиковна
Педагогическая разработка воспитателя на тему: "Роль сказки в воспитании детей"«Людям, никогда не читавшим сказок, говорил профессор, труднее справляться с жизнью, чем тем, кто читал. У них нет того опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика. Я говорю не о прямом нравоучении, а о более тонких уроках. О тех, что просачиваются в подсознание и создают нравственный облик и человеческую структуру. О тех, что учат побеждать и доверять. А может быть, даже любить» Чарльз де Линт. Волчья Тень Воспитание любви к книгам начинается в раннем детстве и способствуют этому сказки. Сказка играет большую роль в становлении личности ребенка. Сказка - это не только захватывающие истории, она несет в себе педагогическое действие. Сказка является лучшим другом для воспитателя. Ведь самое главное чему учит сказка - это добру. Волшебная сила сказок известна с давних пор. Издавна родители воспитывали своих детей с помощью сказок. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В сказке, возможно, все, чего не бывает в жизни. С помощью сказки маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души.
Очень полезны для маленьких детей такие сказки как: «Колобок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Котик и Петушок», «Коза-Дереза», «Сорока-белобока» и многие другие, преимущественно народные сказки. Ребенку, слушая эти сказки лучше и легче запомнить сказку, чтобы потом ее воспроизвести в слух. По мере взросления ребенка в возрасте от двух до пяти лет, это тот период, когда у ребенка развивается воображение, и он начинает фантазировать, тогда уже можно рассказывать волшебные сказки. Но порой способность к фантазиям иногда вселяет детский страх перед определенными персонажами, такими как Баба-Яга, Кощей Бессмертный и другими. Поэтому родителям не стоит запугивать своих детей волками, ведьмами и другими сказочными существами, чтобы не вызвать психологических проблем в будущем. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победы добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач. Сказка в системе воспитания решает следующие задачи: · донесение в доступной форме до сознания детей общечеловеческих ценностей · воспитание любви ко всему живому: ко всем людям и природе · расширение кругозора и представлений о мире и мироустройстве · закладывание нравственных основ и начал, формирования нравственно -здоровой личности ребенка Важным и перспективным методологическим направлением становления современного дошкольного образования является интеграция. Именно интеграция — одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Убеждаюсь, что необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование лучше всего позволяют это реализовать. Именно сказка, сказочный сюжет построения организованной образовательной деятельности в соединении с интеграцией наиболее полно помогает решить воспитательные, образовательные и здоровьесберегающие задачи. Сказка замечательно сочетается с рисованием, аппликацией, конструированием, лепкой, музыкой, физической культурой. В свободном общении с детьми, часто обращаемся к проблемной ситуации по сказочному сюжету. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Существует огромный арсенал творческих заданий по сказкам: рассказать знакомую сказку по кругу; разыграть сказку; оформить книжку-малютку; изготовить костюмы-маски; узнать сказку по песенке героев; соединить точки и получить героя сказки или предмета из сказки; нарисовать сказку, используя нетрадиционные способы (монотипия, пальцевая живопись, рисование акварелью по мокрому) и др. Используя в системе многообразие методов и приёмов работы со сказкой, позволяет осуществлять процесс воспитания детей более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития. Сказка дает детям уверенность в том, что жизнь справедлива, что добро должно обязательно победить зло, как бы могущественно и коварно зло ни было. Маленькие дети усваивают это как факт. Они пока еще ни в чем не сомневаются. А такая уверенность нужна, потому что без нее очень трудно жить. Дети и сказка – неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа. 6 апреля 2019 в 15:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.