Рафикова Ляйсан Рафиковна

Психологическая помощь воспитателям дошкольных учреждений

Сегодня в связи с введением ФГОС ДО многим воспитателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для них может сопровождаться состоянием психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

  Обновления в системе дошкольного образования и предъявляемые требования, показывают психологическую неготовность педагога к принятию новых изменений, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Он очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать. Поэтому проблема эмоционального выгорания педагогов ДОУ, снятие эмоционального напряжения в условиях введения ФГОС дошкольного образования является востребованной и требует оказания своевременной психологической профилактики. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

  Психологическое консультирование воспитателей — это форма сотрудничества психолога и педработников, организованная для устранения трудностей в решении профессиональных задач воспитателя, проблем в реализации учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с дошкольниками и их родителями.

  Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме.
Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:
- по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
- по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, 
- по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния,
- активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ.
Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.

Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

К симптомам эмоционального выгорания относится:

· эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;

· напряженность в отношении к людям;

· заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;

· частая раздражительность;

· психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);

· снижение активности.

В психологической литературе наиболее часто описывают три основных стадии эмоционального выгорания:

· Стадия уплощения эмоций или напряжения. На фоне утомления возникает равнодушие, ощущение скуки, исчезает острота чувств и переживаний. Человек может испытывать неудовлетворенность собой или даже безысходность ("как будто меня загнали в клетку")

· Стадия конфронтации или сопротивления. Педагоги начинают пренебрежительно высказываться о своих воспитанниках, их семьях и коллегах по работе. Они более формально и отстраненно выполняют свои профессиональные обязанности. Нередко реагируют беспричинным, на первый взгляд, раздражением и злостью в общении с людьми на работе и в личной жизни.

· Стадия истощения и потери ценностных ориентаций. Появляется эмоциональная и личностная отстранённость, недовольство собой, ощущение своей некомпетентности в решении профессиональных задач, потеря чувства значимости и ценности своей деятельности. На этой стадии у человека могут возникать психосоматические и психовегетативные нарушения.

Симптомы, как и фазы эмоционального выгорания формируются с разной степенью интенсивности, от низкого уровня (еще не сложились) до высокого (уже сформированы).

Сегодня увеличивается не только учебная нагрузка, а вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности педагога, общее переутомление. Проблемы педагога – это проблемы всего современного общества. Надо признать, что инновации в образовательной системе касаются в основном ребенка. А педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, большое количество времени в сутки, проводимого на работе и к, сожалению, ещё много факторов. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

Нельзя забывать также о том, что педагоги – это в первую очередь наши современники. Просто люди, живущие здесь и сейчас, и переживающие личные непрофессиональные моменты своей жизни не менее остро и ярко, чем люди, не занимающиеся педагогической деятельностью. Поэтому, не пренебрегая всеми видами деятельности психолога:

- психологическим просвещением (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, информация в СМИ, семинары, «круглые столы», наглядная информация);

- психологическим консультированием (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.).

Нередко дошкольные педагоги встречаются с обесцениванием своего профессионального вклада не только со стороны "трудных" родителей, администрации ДОО, или чиновников образования, но и со стороны общества в целом. Потому что быть воспитателем в нашем государстве до сих пор считается не престижным. Отсюда может рождаться чувство стыда и внутренней неуверенности в себе и своих профессиональных достижениях.
Частое изменение нормативов, условий труда и методических предписаний в сфере дошкольного образования создает у педагогов ощущение нестабильности и дополнительные трудности, например такие, как написание бесконечного количества бессмысленных отчетов и бумаг.
Другой особенностью является высокое эмоциональное напряжение и внутренний контроль, необходимость удерживать свои негативные эмоциональные реакции (раздражение, злость, страх, тревога и т.д.) во время сложных или конфликтных ситуаций в общении с детьми или  их родителями.
Постоянное эмоциональное погружение в рабочий процесс втечении всего дня и невозможность "переключиться", "выйти" из него на время, побыть в одиночестве или еще как-то отдохнуть. Необходимость постоянно быть в контакте с детьми и коллегами, общаться с ними.

Установление и поддержание контакта с родителями, в том числе "трудными" семьями, необходимость развивать психологические навыки при столкновении с "семейным контекстом" в своей педагогической работе с детьми.

Таким образом, на практике встречаются разнообразные сочетания симптомов и динамики эмоционального выгорания у дошкольных педагогов. Поэтому при первых признаках его появления стоит обратиться к психологу, а если эти симптомы психосоматические, то может понадобиться консультация врача.
Чтобы помочь педагогам избежать обезличивания и самообесценивания в своей профессиональной деятельности, психологу важно уделять внимание, в первую очередь, личности педагога, его уникальности, а не воспринимать как унифицированный "объекта" сферы образования. 

Психолог совершает важную работу, организуя эмоциональную и профессиональная поддержку педагогов в формате тренинговых или Балинтовских групп, на которых проводится разбор трудных случаев и обмен опытом с коллегами. На группе психолог создает безопасное пространство для возможности дошкольных педагогов поделиться своими непростыми переживаниями, возникающими во время общения с детьми и их родителями.
При необходимости психолог улучшает отношениями и внутри коллектива, помогая решать конфликтные ситуации между сотрудниками, администрацией, или между педагогами и семьями, приходящими в ДОО. Он также может консультировать педагогов по вопросам в сфере личной жизни.

13 апреля 2019 в 16:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.