Рафикова Ляйсан Рафиковна

«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»

 

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

                        В.А. Сухомлинский

 

Развитие тонкой (мелкой) моторики рук крайне важно для любого ребенка. Это объясняется тем, что в человеческом мозге отделы, отвечающие за управление пальцами и речевую функцию, находятся рядом друг с другом, т.е. они могут взаимно активизироваться.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают приёмы по развитию моторики у детей. А. А. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Учёные отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведенных исследований была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов- внимания, памяти, мышления, восприятия, речи.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определён круг тем, объединённых важностью развития моторики пальцев и рук. В перечень вопросов, напрямую связанных с тренировкой мелкой моторики у детей, входят:

· «Развитие мелкой моторики дошкольников младшего (среднего) дошкольного возраста»

· «Развитие мелкой моторики у детей младшего (среднего) дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Кроме того, о важности мелкой моторики говорится и в темах, связанных с речевым развитием малышей младших групп:

· «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста»

· «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в младшей и средней возрастных группах тема оказывается очень востребованной, так как именно в 2–3 года идёт активное развитие речи, а 3–4 года, когда малыш уже довольно сносно излагает свои мысли, часто возникает проблема появления дефектов в произношении.

Для старших групп мелкая моторика также важна, но этот вопрос освещается уже в рамках проблем развития сенсорных и физических способностей (навыка хорошо координировать движения своих пальцев и рук), а также как один из аспектов выбора дидактических игр на занятиях и во внеучебной деятельности (например, для выполнения письменных заданий, таких как, кто быстрее напишет строку «крючочков» и «петелек»). В целом эти направления работы носят подготовительный к школе характер, а именно готовят руку к письму.

· «Развитие сенсорных способностей дошкольников». Как более узкий вариант — «Развитие сенсорных способностей дошкольников с помощью печатных тренажёров (прописей)». В качестве практических материалов для работы педагог делает подборку прописей и других дидактических пособий (в том числе набор пальчиковых игр), которые будут полезны в работе. На всех материалах должна стоять пометка о том, что они одобрены или рекомендованы Министерством образования и науки.

· «Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры».

· «Физическое развитие детей в игровой деятельности». Эта тема рассматривается обычно в рамках профилактики нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, но можно сосредоточиться и на пальчиковых играх, предполагающих развитие мелкой моторики.

· «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей». В контексте тренировки мелкой моторики эту тему можно освещать в рамках деятельности пальчикового театра.

· «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности через подготовку руки к письму».

Тренировка мелкой моторики — важный элемент полноценного роста дошкольника, который не только развивает речь, но и оказывает существенное влияние на развитие памяти, внимания, мышления и эмоциональной сферы.

При подборе игр и игровых упражнений придерживаемся следующих принципов:

– наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей, подбираемый дидактический материал должен быть интересен, понятен и доступен каждому ребенку.

– развивающий характер обучения;

– систематичность и последовательность, наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность.

Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимое условие для развития ребенка, в группе имеются разнообразные игры и пособия, направленные на решение задач по развитию мелкой моторики.

Существует несколько эффективных упражнения для дошколят. Среди них:

1. «Делай как я». Взрослый (родитель или воспитатель) должен изобразить какую-нибудь фигурку своими пальцами. Малыш должен повторять движения за взрослым.

2. «Повторяй за мной». Для этого упражнения используются пуговки разных цветов. Папа, мама или воспитательница раскладывают на столе определенный узор. Малыш должен изобразить такую же фигуру, взяв пуговицы своими маленькими пальчиками. Если с первого раза у ребенка не получится, фигуру необходимо упростить и попытаться снова. Если и в таком случае не получается, то ребенок сам должен придумать узор, а взрослый – повторяет за ним.

3. «Золушка». Это упражнение способствует эффективному развитию тонкой моторики. Необходимо смешать на ровной поверхности 2 разновидности крупы, например, просо и горошек. После этого необходимо отобрать горох от проса. Чтобы игра получилась максимально увлекательной, можно попытаться посоревноваться с ребенком.

4. «Дорожка из бельевых прищепок». Разноцветные прищепки для белья тоже могут оказать посильную помощь в развитии моторных функций. Нужно взять 10-15 разноцветных изделий и поделить их ровно на 2 части. Одна из частей будет использоваться ребенком, а другая – взрослым. После этого в духе соревнования малышу необходимо предложить смастерить из прищепок дорожку. Для этой цели прищепка цепляется за хвостик одна к другой.

5. «Колобок улыбается». Сначала на 2 листках формата А4 необходимо изобразить 2 колобка с носиком и глазками (улыбку изображать пока не нужно). Затем малышу нужно дать 2 кусочка пластичной массы (тесто или пластилин) и попросить его, чтобы он сделал улыбки для нарисованных колобков. Для этой цели кусочки раскатываются, чтобы из них получилась длинная колбаска. Их нужно закрепить на рисунках, чтобы у колобков получилась грустная или веселая улыбка. Со временем задание можно усложнить. Например, можно делать сразу 2 колбаски из пластилина, используя обе руки. Также можно раскатывать пластилин одним пальцем.

6. «Найди предмет». В детской песочнице следует спрятать несколько игрушек. Ребенок должен их попытаться найти, перерывая песок. Это упражнение нацелено на развитие моторных навыков у детей старше 1-2 лет. Кроме того, нежелательно для таких игр пользоваться мягкими игрушками, т.к. они быстро загрязнятся.

Можно самостоятельно придумать большое количество игр. Для этой цели нужно всего лишь включить фантазию, и тогда все непременно получится!

Но при выполнении любых упражнений необходимо учитывать, что они должны проводиться исключительно под наблюдением взрослого. Это поможет исключить вероятность попадания маленьких вещей в нос или рот малыша. Кроме того, для игры запрещается применять колкие, острые и другие предметы, которые могут стать причиной травматизации. Во время организации пальчиковых игр нужно удостовериться, что ручки у младенца теплые.

Главное, помнить, что малыши развиваются гораздо лучше, когда их хвалят за то, что у них получается. Хвалите своих детишек даже за незначительные достижения!

23 апреля 2019 в 10:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.